РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль педагога в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Роль педагога в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Н.Ю.Спирина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
направление статьи – просвещение

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.

Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна сегодня решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложено в душу ребёнка в раннем детстве, проявится позднее, в зрелые годы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Огромная роль в духовно-нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова.

Надо подчеркнуть, что формирование духовно-нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. В духовно-нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость — обязательные профессиональные качества учителя.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы (объединены) в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

Уделить несколько минут духовно-нравственному, а также военно-патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый захотел участвовать в такой работе по мере своих сил.

Мы можем бесконечно говорить о воспитании духовности и нравственности в учебном заведении, но неизменно основой является семья. Пусть родители помогают своим детям в их поисках. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате мы ориентируем каждого ученика на изучение истории страны, на то, какой вклад принесла его семья в развитие города, страны. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной, воспитываем интерес и уважение к ценностям духовной культуры, традициям, истории своего Отечества.

Чем младше ребёнок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Воспитание души ребёнка – создание основ нравственных ценностей будущего взрослого человека. Очевидно, что воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в младшем возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Как же осуществляется духовно-нравственное воспитание в условиях нашей школы? Во-первых, коллектив школы постоянно стремится к тому, чтобы школа для наших учащихся стала настоящим домом – как и родительский, но только с большими возможностями и выбором, где каждого любят, ценят, независимо от учебных успехов, за то, что он просто Человек, домом, где каждый защищён, а отношения между учащимися и педагогами уважительные и доброжелательные. Каждый учитель стремится к тому, чтобы школа стала мастерской, где раскрывают и реализуются потенциальные возможности каждого ученика. Целый комплекс ежедневных, ежеминутных общений с учащимися, выполнения ими повседневных поручений совершенствует нравственные начала наших детей.

Работа по этому направлению осуществляется в соответствии с разработанной в школе программой по патриотическому воспитанию «России верные сыны». Реализуется эта программа путём постоянного активного участия детей в таких мероприятиях, как классные часы, посвящённые героической истории России и каширян , изучению родного края, встречи с участниками ВОВ, с представителями духовенства, празднование «Дня защитников Отечества» и «Дня Победы», уроки Мужества, диспуты «С чего начинается Родина», неделя правовых знаний и другие мероприятия на правовую тематику.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что духовно-нравственное воспитание – это и связь поколений, роль педагога и образовательного учреждения в духовности, нравственности и всей Русской нации.

Нам, педагогам, доверяют детей, беззащитных, хрупких, которые перешагивают порог школы с волнением и любопытством. И наше дело целенаправленно влиять на ребёнка, развивая богатство его души, т.е. воспитать, дав образование, Человека с большой буквы, которому присущи честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения, присущи адекватная самооценка, правовая культура, профессиональное самоопределение, необходимый уровень воспитанности, правильное отношение к Родине, труду, другим людям, к себе.

Спирина Надежда Юрьевна07.11.2015 13430 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar