РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Современный урок. Формирование УУД на уроке русского языка: от действий к мысли

Современный урок. Формирование УУД на уроке русского языка: от действий к мысли

Хлопцева Е.А.,
преподаватель русского языка и литературы
МАОУ Ленинского района г. Саратова «Гимназия № 87»

Современные педагогические концепции утверждают в качестве ведущего личностный подход в воспитании и обучении. Он предполагает признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, поддержку индивидуальности и самобытности ребенка, развитие субъективных свойств, творческого потенциала, опору не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства, организацию такой деятельности учащихся, которая делает возможной их максимальную самореализацию. Согласно теории Л.С. Выготского, процессы обучения и воспитания развивают ребенка не сами по себе, а лишь тогда, когда имеют деятельностные формы и наполнены соответствующим содержанием. Но не всякая деятельность помогает развитию личностных свойств, а только та, которая вызывает положительные эмоции, внутренне мотивирована, имеет значение в будущей деятельности учащегося.

Каким же должен быть человек на пороге третьего тысячелетия? Что думают по этому поводу наши современники – философы. социологи, историки, педагоги, психологи? Философ И.Т. Иванов считает, что «человек будущего – человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный». Среди социально-нравственных и психологических качеств ученый выделяет дисциплину и самодисциплину, честность, скромность, гуманизм. В числе важнейших качеств – стремление постоянно работать над собственным совершенствованием, всесторонне развивать свои способности. Именно в этом – смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, в этом же, собственно, смысл жизни и общества.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, то есть главная задача учителя – научить учиться. Формирование и развитие самореализующейся мобильной личности, способной к обучению на протяжении всей жизни, - непростая задача.

Решение данной задачи предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. Как спланировать свой «маршрут», чтобы получился нужный результат? Чтобы на практике включиться в инновационный процесс, необходимо прежде всего овладеть умением планировать уроки, направленные на получение предметных, метапредметных и личностных результатов. Чаще всего современный урок русского языка – это проблемно-диалогический урок, который обеспечивает формирование таких важных компетенций, как коммуникативной, языковой и культуроведческой.

Итак, что же такое современный урок? Это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащегося. При подготовке к современному уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.

Поставим перед собой три главных вопроса:

  • Для чего учить? (успешность в социуме);
  • Чему учить? (способам реализации своих планов деятельности);
  • Как учить? (самостоятельно ставить цель, осуществлять самоконтроль).

Если педагог правильно расставил приоритеты при ответе на эти вопросы, он получает возможность развить способность к решению личностных и социально значимых проблем на практике, способствовать формированию позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество.
Следовательно, изменяются и требования к уроку. Системно-деятельностный подход в построении современного урока становится ведущим. По словам Б. Шоу, «единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

Таким образом, мы понимаем, что урок не меняется коренным образом, но существенно обновляется. Главное в нем – усвоение обучающимся определенной суммы знаний, развитие его личности. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

Одним из путей осуществления личностного подхода является дифференциация обучения в соответствии с типом способностей учащихся. Ученые выделяют два типа способностей. Первый назван ими ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ, в основе его лежат познавательные способности и навыки. Другой назван КРЕАТИВНЫМ, или ТВОРЧЕСКИМ, ему соответствуют способности, называемые творческими. В диагностике способностей учителя русского языка и литературы сотрудничают с психологами школы. При подготовке к урокам планируются задания, ориентированные на учащихся с разным типом способностей, но при этом у ученика остается право выбора того или иного задания.

При планировании работы учителя также ориентируются и на дифференциацию учебного материала по уровню сложности и на уровень возможностей школьников овладеть этим материалом. Так называемый ПЕРВЫЙ уровень сложности рассчитан на овладение базовыми знаниями образовательного стандарта, ВТОРОЙ уровень предполагает задания повышенной сложности, требующие применения навыков анализа. синтеза. ТРЕТИЙ – творческий- ориентирован на поиск нестандартных решений, выполнение творческих заданий. Задания разных уровней содержат основные учебные пособия и альтернативные учебники, тетради с печатной основой, сборники олимпиадных заданий.

Таким образом, суть личностно-ориентированного образования можно сформулировать следующим образом: это образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей. Оно основано на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения (спецкурсы. факультативы и пр.).

Библиографический список:

  1. Мещеряков Б.Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 103–112.
  2. Фролов И.Т. Человек, философия, гуманизм // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. М.: ЛЕНАНД, 2014. 400 с. С. 18-23.
Хлопцева Елена Анатольевна13.11.2015 4420 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar