РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Возрождение русских традиций на уроках физкультуры

Возрождение русских традиций на уроках физкультуры

Автор: Мартынюк Петр Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Место работы: МБОУ «Школа – лицей» №3 им. А.С. Макаренко

Мяч является предметом увлечения буквально всего человечества на протяжении многих столетий. А самым древним физическим упражнением по праву можно назвать метание (вначале это был камень, с помощью которого наши предки охотились и добывали пищу). Первый мяч был изготовлен из глины, обтянутый кожей.

Этнографам известно очень много игр с мячом, которые сопровождают людей многих народностей. Ещё за 3500 лет до нашей эры азиатские воины увлекались игрой в мяч, которая напоминала футбол. Модели различных мячей находили у скифов и древних славян, ацтеков, эскимосов, древних египтян, индейцев и других народов. Мячи и биты были обнаружены в слоях ХIVвека при раскопках Новгорода. А в памятках древнерусской письменности встречаются упоминания о лапте. Лапта – это русская народная командная игра с мячом и битой.

Откуда пошло такое название игры — лапта? Оно происходит от палки, которой бьют по мячу. Дело в том, что в старину ее изготавливали немного расширенной и плоской с одного края, отдаленно похожей на лопатку. Поэтому и называлась лаптой.

Игра проводится на естественной, ровной площадке прямоугольной формы, свободной от каких-либо предметов, размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину. Площадка для игры в закрытых помещениях представляет собой прямоугольник, длиной 23-40 метров и шириной 15-20 метров. Во всех случаях, длина площадки должна быть больше ее ширины.

С одной стороны площадки находится «город», с другой — «деревня». Для игры нужен небольшой резиновый мяч (теннисный) и лапта — плоская палка длиной около 60 сантиметров, ручка толщиной 3 сантиметра, ширина основания около 10 сантиметров.

Участники соревнований делятся на следующие возрастные группы:

  • мальчики и девочки, возраст до 12 лет;
  • мальчики и девочки, возраст до 15 лет.
  • юноши и девушки - возраст до 17 лет.

До начала матча команды проводят разминку. Игра состоит из двух таймов с 5-минутным перерывом между ними.

Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом.

За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.

Мои рекомендации: младшим школьникам приводить игру по упрощенным правилам. Для начинающих (младших 4-5 классов) биту можно изготовить не круглую, а более плоскую и широкую (примерно 7 см). Такой битой дети чаще попадают по мячу, что способствует развитию интереса к игре.
Почему же так популярны подвижные игры с мячом? Они дают нам не только здоровье и силу, но и ловкость, выносливость, находчивость, сообразительность, развивают быстроту и точность движений и т.п. А ещё они несут в себе огромный заряд энергии, бодрость позитив и непременно хорошее настроение. Именно поэтому это игры-долгожители.

В 80-е годы я, будучи ещё совсем молодым специалистом, предложил детям поиграть в «Лапту». После этого она стала одной из самых популярных игр в нашей школе.

В «Лапту» играли на уроках физкультуры, на переменах, после уроков, во время активного отдыха! Эта игра не надоедает, она не может быть скучной! Она высоко эмоциональна!

Здесь разнообразие действий и ситуаций, требующих быстроты реакции, ловкости, сообразительности; здесь зрительный контроль полета мяча и умение осмыслить программу своих действий; здесь воспитываются чувство взаимовыручки и уважения друг к другу, стремление к победе.

Прошло тридцать лет, и я решил снов провести эксперимент. Новое поколение, новая школа, а результат все тот же. Учащиеся с огромным удовольствием играют в эту игру. Эта игра, как поощрительный приз. Дети знают, что если дисциплина на уроке будет на должном уровне, то в конце занятия они поиграют в любимую всеми «Лапту».

Нельзя забывать также игры, которые созданы народом; переходящие из поколения в поколение, развивающие силу, ловкость, смелость… Такие игры воспитывают уважение к обычаям и традициям, национальной культуре, уважение к отечеству. И наша задача изучить традиции, народные игры и совершенствовать их.

Список использованной литературы:

  1. Готовцев Е.В., Германов Г.Н., Машошина И.В. Русская лапта на уроках физкультуры в школе: учеб. пособие – Воронеж: ООО «Колибри», 2011. – 265 с.;
  2. Якуб С.К., Вспомним забытые игры, Издательство: Детская литература, 1990.
Мартынюк Петр Алексеевич20.01.2016 5220 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar