РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эссе о наиболее интересной педагогической системе прошлого

Бахарева Ирина Викторовна

Педагогическое наследие подобно зданию, основание которого состоит из фундаментальных кирпичиков передового опыта и опыта своих предшественников.
К.Д. Ушинский писал: «Что такое педагогическая опытность? Большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем... Эти факты должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим способностям, обобщиться, сделаться мыслью и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога».

Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя. Нельзя оценивать ту или иную систему по типу «плохо» или «хорошо». На протяжении всей истории развития человечества сосредоточением воспитания человека были и остаются семья и общество. Главным для каждой педагогической системы является ориентация на воспитание человека готового и способного жить в современном для него обществе.

Передача опыта старшим поколением людей младшим существовала с древних времен. По античным законам отец должен обучать своего сына какому-нибудь ремеслу, а если он этого не сделал, то сын мог не кормить отца в старости.

В Древней Греции считалось, что если повара будут плохо готовить, то гражданам придется питаться невкусной пищей, если башмачник будет плохим ремесленником, то гражданам придется ходить в плохой обуви; если же воспитатели будут плохо обучать и воспитывать государству грозит гибель.

Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами ученых из разных стран.

Отечественная педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах М.В.Ломоносова, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского и др. К.Д.Ушинский является основоположником русской педагогической науки, в частности дошкольной педагогики. Его мысли, взгляды и методы, принципы, которые он обосновал, мне понятны, и я применяю их в своей работе. К.Д.Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит.

Нравственное воспитание, по мнению К.Д.Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства. Воспитатель должен развивать у ребенка твердый характер и волю, стойкость и чувство долга.

Средствами нравственного воспитания, как считал Ушинский, являются:

  • личный пример
  • обучение
  • убеждение
  • умелое обращение с учащимися
  • меры предупреждения
  • поощрение и взыскание.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что одной из характерных черт воспитания является развитие у детей патриотизма, любви к Родине. Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы народа. Ушинский говорил: «Педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у детей чувство долга и ответственность».

Труд и его воспитательное значение.

Ушинский совершенно правильно считал деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. Активность детей проявляется в игровой деятельности.

Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни. В игре они учатся, узнают что-то новое. В сюжетно-ролевых играх удовлетворяется у детей потребность быть как взрослый.

В младшем возрасте я играю вместе с детьми, но даю детям возможность проявлять инициативу, самостоятельность. Мы вместе находим выход из проблемных ситуаций, которые я создаю. В игре у детей развивается воображение. Я всегда помню, что воспитателю необходимо видеть и ценить в детях неповторимую индивидуальность, которая отмечает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения личности.

Ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства!

Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности.

В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, проявляют интерес к процессу деятельности.

Ушинский подчеркивает большое значение воли.

Обучение – волевой процесс, где ребенок преодолевает трудности. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, выполнять инструкции, действовать по образцу и правилу.
«Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли» - Ушинский К.Д.

Дидактика Ушинского.

Он требовал построение обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психических особенностей.

  • «Обучение – должно быть построено на принципах посильности его для ребенка и последовательности».
  • «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще…..»

К.Д.Ушинский предупреждал педагогов, что необходимо не навязывать учащимся свою, учительскую, систему понятий и представлений, а формировать систему знаний в «голове ученика». Он придавал большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать. Я не буду перечислять все дидактические принципы обучения, предложенные Ушинским, но буду следовать им в своей работе.

Семью Ушинский считал наиболее естественной средой для обучения и воспитания. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки.

Исходя из этого, я в своей работе уделяю большое внимание взаимодействию с семьями воспитанников. Устраиваю совместные мероприятия, где дети вместе с родителями играют, выполняют задания, участвуют в соревнованиях, разных тематических проектах.

К подготовительной группе родители уже стали моими помощниками и союзниками, они охотно и активно принимают участие во всех проектах, что положительно сказывается на развитии личности детей, на их активность.

Работая воспитателем уже много лет, я всегда понимала, и продолжаю в этом убеждаться, что каждый ребенок для своих родителей - самый лучший, самый умный и пр. Я применяю личностный подход к каждому ребенку, стараюсь найти и выявить в нем творческий потенциал, развить его и совершенствовать с возрастом.

Я считаю, что воспитатель должен постоянно учиться, совершенствоваться. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать старое, все то, что было заложено в основе педагогической системы, её первые камни…

« Я вижу в педагогике не науку, а искусство: но убежден, что в теории этого искусства есть очень много такого, что совершено необходимо узнать людям, берущимся за практику воспитания и учения». (К.Д.Ушинский. «Родное слово»)

Бахарева Ирина Викторовна11.09.2016 5400 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar