РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нравственный смысл малых форм фольклора

Автор: Логунова Валентина федоровна

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, художественные народные промыслы и т. д. Именно они раскрывали содержание воспитания и обучения детей, нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья, описывали историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрывались эстетические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является ФОЛЬКЛОР - устное народное творчество, существующее в виде сказок пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.

Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, следовательно, фольклор может использоваться в учебно-воспитательном процессе школьников, так же как и во времена наших
предков.

Центральным компонентом устного народного творчества является СКАЗКА. Сказки в каждую эпоху живут своей особой жизнью, они не стареют, хотя возникновение их уходит глубоко в древнюю историю, в то время, когда славянские, монгольские племена только формировались.

Мысль народа и глубокая идея, по существу, способны жить веками почти без изменений, так как они выстраданы, осмыслены опытом народа и облачены в совершенные формы сказки или пословицы, можно сказать, что они построены по законам художественной логики.

Глубокий интерес к внутренней духовной жизни человека всегда проявляла русская философия, ей удалось глубже, чем какой-либо другой философии проникнуть в недра человеческой духовности.

В философском наследии русского мыслителя И.А.Ильина есть статья «Духовный смысл сказки», которая позволяет по-особому рассмотреть обозначенную выше проблему. «Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически-глубокие духовные достояния ». Сказка имеет свою « необходимость». Это необходимость сокровенного помысла, предчувствия и сновидения, и в тоже время это необходимость национальной судьбы, национального характера и национальной борьбы.

О чем спрашивает человек свою сказку? О том, что всегда и для всех важно: о счастье, о судьбе, о правде и о зле, о смысле и путях жизни. И сказка отвечает не о том, чего нет и быть не может, а о том, что всегда и теперь есть, и всегда будет, «пока человек будет томиться на земле…»

И далее: «Сказка есть первая, дорелигиозная философия народа, его жизненная философия, изложенная в свободных мифических образах и в художественной форме. Эти философские ответы вынашиваются каждым народом самостоятельно, по-своему, в его бессознательной национально - духовной лаборатории…. И того, кто стучится у дверей, сказка уводит именно к истокам национального духовного опыта…»

Поистине неисчерпаемым кладезем народной мудрости являются калмыцкие сказки. Их рассказывали повсеместно люди всех возрастов, от мала до велика, мужчины, женщины, дети…Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

По популярности первое место занимают сказки о богатырях, которыми всегда восхищались калмыки, особенно молодежь. К сожалению, таких сказок записано и опубликовано немного. Герои сказок наделены сверхъестественной силой, невероятными человеческими качествами. Например, Дамбин-Улан, герой сказки «Батыр Дамбин-Улан и храбрый конь его» съедал за один присест целую кобылицу, крупные кости выплевывал изо рта, мелкие кости выдувал через нос, выпивал чая подряд семьдесят пиал, каждую из которых с трудом поднимали семьдесят человек.

Он был настолько силен, что когда сжимал сандаловую рукоять плети, по его пальцам капал сандаловый сок. Конь богатыря обладал тоже не присущими другим животным качествами.

Второй после Индии, родиной сказок называют Калмыкию ученые востоковеды. Из далекой Джунгарии пришли калмыки в приволжские степи с «Джангаром», этой великой национальной эпопеей, мощно свидетельствующей о том, что и небольшой кочевой народ может создавать бессмертные памятники человеческого духа, словесные сокровища непреходящей ценности.

Логунова Валентина федоровна21.10.2016 610 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar