РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной работы классного руководителя

Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной работы классного руководителя

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине.

Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Смысл их заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.

Учителя, неоправданно отодвинули на второй план проблему формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера.

Любой учитель при гражданско-патриотическом воспитании обучающихся в своей работе должен опираться на 3 основных документа:

  1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.
  2. Стратегия развития воспитания в РФ (2015-2025)
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты.

Выпускник начальной школы должен быть:

  1. любящим свой народ, край, свою Родину;
  2. уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
  3. любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;
  4. владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;
  5. готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  6. доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  7. выполняющим правила здорового безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Учить добру и миру- это важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания в нашей школе.

Так как патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:

  1. формировать представление об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой Родине;
  2. формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине, готовности служить Отечеству;
  3. воспитывать уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края;
  4. создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
  5. развивать гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Направления реализации программы гражданско-патриотического воспитания в школе:

1. Историко-краеведческое (воспитание у обучающихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.)

2. Военно-патриотическое (изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч обучающихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.)

3. Спортивно-оздоровительное ( направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.)

4. Интеллектуально-познавательное (внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; интеллектуальные игры, викторины, конкурсы внутри класса и параллели; участие в районных и всероссийских олимпиадах; участие в интернет - олимпиадах и конкурсах; проведение тематических недель

5. Духовно-нравственное (Осознание обучающимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.)

6. Семейное (организация и совместное проведение досуга детей родителей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей; обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

Будем надеяться, что светлые и славные традиции школы еще долгие годы будут способствовать укреплению гражданско-патриотических качеств обучающихся и являться предметом гордости и уважения как учителей, так и учеников.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Чутчева Татьяна Евгеньевна02.11.2016 1960 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar