РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Великая Отечественная война в сознании современных школьников

Великая Отечественная война в сознании современных школьников

Вахрушева Мария Вячеславовна
Педагог дополнительного образования
Калининградского Областного 
Детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, история, историческая память, фальсификация истории, историческое сознание, дегероизация, коллективная память.

Аннотация:

В статье обосновываются актуальность одной из таких проблем как историческая память о событиях Великой Отечественной войны. Подчеркивается важность правильной трактовки Великой отечественной войны учителем истории, который должен основываться на спектре конкретных оценок исторических объектов и субъектов и самого знания о них, а также истинных историографических суждений, не забываем так же об истинном смысле этой войны, о ее цене и результате. Проведенный опрос среди школьников, позволил выявить уровень когнитивных и мотивно-оценочных знаний учащихся о Великой отечественной войне

На сегодняшний день одна из проблем современной России, это состояние исторической памяти населения к Великой Отечественной Войне. Важность изучения того, как память людей выражает себя сегодня в знаниях, суждениях и представлениях. Сегодня многообразие и разноплановость, которую содержат информационные источники, откладывают отпечаток на историческую память, тем самым делая её противоречивой и неправдивой.

Исследователь Л.Н. Коган определил память как фиксацию прошлого, сочетающуюся с оценкой тех или иных событий или фактов Известно, что человек одновременно живет в прошлом, настоящем и будущем и осмысление человеком трех этих составляющих оказывает значительное влияние на формирование сознания и мировоззрения. (2. С.3)

Не редко мы задаем себе вопрос, что знают нынешние школьники о Великой Отечественной войне, как сегодня преподавать в школе историю войны и Победы, как оценивают подвиг ветеранов современники? Всякий раз, когда приходит новое поколение, возникает риск разрыва духовного единства и преемственности с теми, кто жил раньше.

«Народ без памяти слеп, а без надежды мертв», - гласит русская народная пословица. Не становимся ли мы слепыми и глухими к своей семейной генетической памяти, живущими сегодня согласно циничному рекламному призыву: «Бери от жизни все». Чем дальше уходим мы от войны, от тех суровых сражений, тем меньше остается в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится память о них. Главная опасность состоит в том, что мы, неся детям правду о войне, сообщая какие-то новые нюансы характерные в 21 веке, забываем о смысле этой войны, о ее цене и результате.

Сегодня, увы, ситуация такова, что представление о нашей Победе и о самой истории Великой Отечественной войны изменилось во многом именно через школьные учебники. Одна из самых слабых сторон современных учебников и трактовки на уроках истории великой отечественной войны состоит в том, что происходит даже не дегероизация, а пересмотр подвига и того, в чем он состоял.

Новая мифологизация войны была бы невозможна, если бы в России и за её рубежами не существовали силы, заинтересованные в искажении памяти о Великой Отечественной войне. В обработке исторического сознания российских обывателей заинтересованы некоторые политические элиты. Кроме того, появилось большое количество «ниспровергателей мифов», своеобразных иконоборцев, которые путем вскрытия белых пятен в истории войны, дегероизация бывших героев и постановки на пьедестал новых, пытаются не только переписать историю Великой Отечественной войны, но и сформировать новую систему представлений о войне, навязав её новому поколению россиян. (3.С.80)

Из учебников по таинственным причинам исчезают характеристики конкретных людей, в лучшем случае, там остаются имена полководцев. Более того, в учебниках и на уроках даются порой удивительные сопоставления героев и участников войны из разных стран. Например, соседствуют такие оценки: «блестящий флотоводец» немецкий адмирал Дениц, «лев пустыни» английский фельдмаршал Монтгомери и Жуков. (1.С.6)

На плечах учительства огромная ответственность перед теми, кто имеет полное право с нас спрашивать — перед ветеранами, спасшими мир для нынешних поколений. История — это коллективная память народа, основа его самосознания и культуры. Смысл существования народа, по словам академика Дмитрия Лихачева, состоит именно в создании его собственной уникальной и самобытной культуры, ее сохранении и передаче наиболее значимых ценностей новым поколениям.

Учителям истории нельзя ни в коей мере поступиться принципами и устраниться от битвы за память, в которой и сегодня продолжает определяться исход войны, которую героически выиграли поколения наших отцов, дедов и прадедов, а войны за патриотические и гражданские чувства, самосознание юных россиян, где линия фронта проходит через душу каждого нашего ученика. А ведь современные дети, к сожалению, вынуждены черпать знания о Великой Отечественной войне из крайне сомнительных источников.

Английский премьер-министр Уинстон Черчилль однажды заметил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам приходится только мечтать». (4). Речь, очевидно, шла о том, что именно учителя истории одни из немногих решают задачу формирования национального самосознания, чувства гражданственности и патриотизма у новых поколений. В этой связи трудно переоценить значение изучения Великой Отечественной войны в школе.

В развернувшейся фальсификации Великой Отечественной войны наиболее уязвимым оказалось старшее поколение: ветераны войны-фронтовики, труженики тыла, дети военных и довоенных лет, ровесники Победы, которые переживают вторую за свою жизнь (первой была травма, нанесенная войной) психологическую травму. С одной стороны, остается гордость за подвиг всемирно-исторического значения – за победу в великой войне, а с другой – униженное положение двоякого рода: борьба за выживание и моральное унижение, откровенное чернение истории войны, ее результатов. В общественное сознание нынешнего поколения активистами либерального толка  внедряются тезисы по существу провокационного характера: «о выигравших и проигравших в войне»; «нужна ли была Победа такой ценой»; «Россия – нация исторических неудачников» и т.п.

Для того что бы узнать эту грань в расхождении мнений у нынешней молодежи, автором был проведен опрос учащихся 9-х классов в МАОУ СОШ № 16 г. Калининграда

Вопросы 1,2,4,6 позволяют, выявить когнитивные способности учащихся, а вопросы 3,5 мотивно-оценочные. В процессе исследования было опрошено 37 учащихся. Средний возраст учащихся составляет 14- 15 лет.

Вопрос 1: В каком году началась Великая Отечественная война? 

Большинство опрошенных, дату начала Великой Отечественной Войны, выбрали 1941 год, что видно из схемы №1 .

Однако, из диаграммы видно, что 6 человек, выбрали 1939 год, это говорит о том, что некоторые путали начало Великой Отечественной Войны с началом Второй Мировой Войной; 4 человек вовсе перепутали дату начала Великой отечественной войны, выбрав неверную.

Вопрос 2: Из каких источников Вы узнавали о событиях, произошедших в годы Великой Отечественной войны?

Основные знания о войне и ее событиях современная молодежь получает из кинофильмов, рассказов близких и средств массовой информации. Многие из учащихся указали несколько вариантов ответов, но на первое место в трансляции информации о Великой Отечественной войне новым поколениям вышли кинофильмы, именно этот вариант выбрало больше количество опрошенных- 21 человек, литературу про Великую Отечественную войну читает 7 человек, вариант «источники средств массовой информации» 27 человек, всего 13 человек говорили с родными о действиях, происходящих в годы войны. Эти данные свидетельствуют о том, что активно работающих с молодежью ветеранов и участников ВОВ остается все меньше, и услышать о войне от первых источников уже не представляется возможным, но радует тот факт, что литература и кинохроника не уходит на последнее место и молодежь интересуется и пользуется подобными средствами информации.

Вопрос 3:  Кто-нибудь из Ваших родных или близких принимал участие в Великой отечественной войне? (да, нет, затрудняюсь ответить).

схема № 2

Из данных диаграммы видно, что у большинства учащихся, родные принимали участие в Великой Отечественной войне, 6 опрошенных с точностью ответило, нет, но при этом 14 опрошенных не смогли ответить на этот вопрос. В основном это молодежь, которая объективно "не знала живыми" своих родных - участников военных действий 1941-1945 годов в связи с естественной сменой поколений. Таким образом, уже можно говорить о том, что семья постепенно уходит из числа основных носителей "правды о той войне".

Вопрос 4: Какие страны понесли наибольшие потери во Второй Мировой войне?

схема № 3

Из схемы видно, что знания учащихся ограничиваются лишь узким кругом стран, единогласно были указаны СССР и Германия, Япония – 6, Англия – 8 , США ­8. По результат можно сказать, что объективные знания у учащихся имеются.

Вопрос 5: Выберите из указанных стран те, которые, по Вашему мнению, участвовали в Великой Отечественной Войне. (Болгария Италия Румыния Советский Союз Словакия Финляндия Хорватия Китай Франция Германия США Англия Япония)?

 

Количество человек

Болгария

0

Италия

2

Румыния

4

Советский Союз

37

Словакия

0

Финляндия

0

Хорватия

2

Китай

6

Франция

11

Германия

37

США

37

Англия

14

Япония

9

 

Из таблицы видно, что учащиеся в своем ответе выбрали лишь основные страны: СССР, Германию и США – ответив единогласно, так же видно, что участие таких стран как Словакия, Финляндия, Болгария, вызвало сомнение у учащихся.

Вопрос 6. Укажите имена людей, которые, по Вашему мнению, повлияли на ход событий в Великой Отечественной войне?

схема № 4

37 учащихся указали в своем ответе Гитлера и Сталина, из схемы видно, что знания персоналий на достаточно низком уровне, учащиеся указали те персоны, которые в обыденной жизни у всех на слуху, лишь 15 человек упоминало Жукова, Молотова – 8, Рокоссовского – 7.

Подводя итоги можно сказать, что в целом учащиеся имеют общие представления о Великой Отечественной войны, но эти знания нельзя назвать глубокими, во время проведения исследования и обработки результатов, было видно, что не так серьезно воспринимается Великая отечественная война в подсознании молодежи. Никто не задумывается о том страшном времени. С годами из памяти стираются неприятные воспоминания. Цена, которая была заплачена за победу, воспринимается все менее масштабно и трагично.

Во многом виновата современная система образования. В учебниках информация скомкана, отрывиста. Огромный массив данных по определенному историческому периоду дается одним блоком, тезисно. Несмотря на огромные возможности добывать самую разнообразную информацию (книги, интернет) подростки не приучены этого делать. Хотя будет неправильным обвинять в незнании детей. Ведь это комплексная проблема: система образования, которая дает недостаточно знаний, многие учебные учреждения вовсе не ведут пропаганду по гражданско - патриотическому воспитанию.

 «Война» и «Победа» – вобрали в себя все 1418 дней и ночей между 22 июня 1941-го и 9 мая 1945-го, 27 миллионов унесённых жизней, все страдания и надежды, ненависть и героизм, страх и неизбывное горе, равно как и неистовую радость, торжество, гордость, счастье со слезами на глазах. Эти два слова стали великими символами, обозначающими самые важные, самые значимые в истории народа и государства события, по сравнению с которыми всё остальное меркнет и тускнеет.

«Самый простой способ закончить войну — это ее проиграть», писал английский писатель - гуманист Джордж Оруэлл. (5) Мы не можем позволить себе такого исхода борьбы, так как ставка в ней не просто репутация Советского государства и его руководства военных лет, а будущее российского народа и его место в ряду других великих наций. А значит, школьный учитель по-прежнему будет рядовым на вечной войне за историческое осознание и память о тех страшных событиях Великой Отечественной войны.

 

Список литературы.

  1. А.И Афанасьева и В.И. Меркушин. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне. //Современное российское студенчество: историческая память о войне и формирования патриотизма и гражданственности. Екатеринбург, 2011. С. 6.
  2. В. Д. Камынин. Историческая память о Великой войне//Проблемы образования, науки и культуры . №1, 2011. С. 3
  3. Ю.А.Никифоров Фальсификация второй мировой войны: к постановке проблемы. Вестник МГИМО Университета. 2009. № 6. С. 80. [Электронный ресурс]. http://www.google.ru/1nikiforov-falsif (дата обращения 15.02.2015)
  4. http://citaty.info/man/uinston-cherchill (дата обращения 15.02.2015 г)
  5. http://citaty.info/book/dzhordzh-oruell-1984 (дата обращения 15.02.2015 г.)
Мария Вячеславовна Вахрушева16.11.2016 1280 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar