РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблема

Физическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета направлено на укрепление здоровья, совершенствование двигательных умений и навыков. При систематических занятиях физической культурой «повышаются функциональные возможности организма» [5, с. 581], поднимается «настроение благодаря выработке эндорфинов» [2, с. 73], в то время как недостаток физической активности приводит к ослаблению защитных сил организма.

Дозированные физические нагрузки, их постепенное увеличение с учетом возраста и состояния здоровья подростков способствуют развитию их волевых качеств. Это, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на поведение обучающихся: они становятся «менее внушаемыми, что помогает избежать негативного влияния других людей» [5, с. 581]. Таким образом, вполне закономерно, что физическая культура – неотъемлемый компонент в воспитании, обучении и развитии школьников.

Между тем, как показывают результаты экспериментальных исследований, проведенных специалистами Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма [1], современные школьники находят множество причин объективного и субъективного характера, чтобы не посещать уроки физического воспитания. В числе причин, относимых к первой группе, они называют недостаточную материально-техническую базу учебного заведения (чрезмерная загруженность спортивного зала, недостаточное количество тренажеров, отсутствие душевых).

Причины второй группы связаны с отсутствием интереса к тем упражнениям, которые предлагает выполнять на уроке учитель. Данные исследований свидетельствуют о том, что мальчикам-подросткам интересно заниматься футболом (практически пятая часть опрошенных), легкой атлетикой, баскетболом, плаванием и прыжками в воду, единоборствами. Девочек-подростков привлекают легкая атлетика (треть опрошенных), спортивные танцы и аэробика, плавание, теннис, единоборства [1].

Как нетрудно заметить, налицо противоречие между программными требованиями к перечню осваиваемых навыков в области конкретных видов спорта и интересом подростков к иным видам физической активности. Справедливости ради стоит подчеркнуть, что программное содержание предмета предусматривает организацию игр в футбол и баскетбол, проведение эстафет и соревнований по легкой атлетике, включение элементов единоборств в качестве упражнений. Но их количество незначительно по сравнению с тем, чего бы хотели подростки.

Обозначенное противоречие позволяет сформулировать проблему: каковы организационно-педагогические условия привлечения подростков к занятиям физической культурой? Для решения проблемы, проанализируем несколько работ, авторы которых занимались осмыслением проблемы, сходной с нашей. Так, в публикации А.В. Уколова и Т.Е. Жильцовой «К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом» указано, что решение проблемы заключается в изучении мотивации обучающихся.

Авторы статьи убеждены в том, что привлечение к занятиям невозможно без установления побудительных мотивов личности.

Организовав изучение мотивационной сферы школьников, исследователи выделили четыре мотива:

  1. самосовершенствование (для девочек-подростков – коррекция недостатков фигуры, для мальчиков-подростков – развитие силовых качеств),
  2. самоутверждение (сравнение себя с ровесниками),
  3. подражание (поступать как сверстник или старший друг),
  4. приглашение (заниматься за компанию).

Также мотивы занятий физической культурой и спортом были подразделены на два типа: преобладание результативной или процессуальной мотивации. Если для подростков доминирующим является первый тип, то они будут ориентированы на получение высоких результатов, хотя не всегда способны этого добиться по причинам субъективного характера [5, с. 582]. Если же доминирующим является второй тип, то подросткам будет интересен сам процесс занятий физической культурой и спортом, поэтому они будут стремиться к участию в различных соревнованиях.

На основе проведенной работы А.В. Уколов и Т.Е. Жильцова сделали вывод о том, что проведение уроков физической культуры с подростками будет эффективным при условии, если в учебном заведении будет разработан «алгоритм привлечения к регулярным занятиям» на основе информации о мотивации школьников [5, с. 582].

Иное условие, необходимое для привлечения подростков к урокам, названо в публикации исследователя С.П. Логуткова «Рефлексивная культура педагога как фактор мотивации учащихся к занятиям физической культурой» [3]. Автор публикации обосновывает тезис о ведущей роли учителя в этом процессе. Именно от целенаправленных усилий педагога, подчеркивается в тексте работы, будет зависеть интерес школьников к урокам. Сами усилия С.П. Логуткова связывает с умением учителя осуществлять рефлексию.

Рефлексия – это не только способность давать качественную оценку своей профессиональной деятельности, но и совокупность других умений и навыков, образующих данную компетенцию:

  1. отношение в целом к выбранной профессии,
  2. убедительность действий,
  3. выраженность позитивного отношения к обучающимся,
  4. характер сотрудничества между учителем и его воспитанниками,
  5. эмоциональность объяснения материала,
  6. творческий подход к организации занятий [3].

Сформированность рефлексии, считает С.П. Логутков, является тем важным фактором, благодаря которому возможно изменить «отношение учащихся к урокам физической культуры, и, как следствие, мотивацию к занятиям» [3, с. 129]. Автор статьи выражает уверенность в том, что благодаря педагогической рефлексии учитель сможет осуществить корректирование традиционного урока с учетом интересов каждого школьника, его возрастного развития, индивидуальных особенностей, физического потенциала.

Свой вклад в развитие научных представлений о стимулировании школьников к занятиям физической культурой внес исследователь Е.М. Ревенко. В статье «Изменение критериев оценивания учащихся как условие повышения мотивации к урокам физической культуры» [4] автор пишет о том, что существующая в настоящее время система установления соответствия учебных достижений ребенка тем требованиям, которые зафиксированы в образовательных программах, нуждается в пересмотре.

Это связано с объективным изменением уровня физического развития детей, родивших в новом тысячелетии. Ухудшение экологии, нестабильность экономики, недостаточное финансовое состояние многих семей – все это оказывает влияние на состояние здоровья детей. В этой связи «единые унифицированные требования контрольных нормативов не способствуют развитию мотивации к урокам физической культуры определенной части школьников» [4, с. 131].

В качестве выхода из ситуации Е.М. Ревенко, прежде всего, предлагает перейти к применению дифференцированного подхода к обучающимся. Это означает, что, например, в начале учебного года проводятся контрольные тесты (измерение скорости, выносливости, силы, гибкости и проч.) для всего класса. По истечении некоторого времени организуются повторные замеры. Но динамика оценивается не по существующим нормативам, а по «точкам» индивидуальной траектории каждого ребенка.

Говоря иначе, Е.М. Ревенко имеет в виду, что «контрольные нормативы нужно разумно дифференцировать, и они не должны быть определяющими в контроле успеваемости, который следует осуществлять исходя из способностей и возможностей двигательной активности учащихся» [4, с. 132].

На основе сказанного становится понятным, что не существует сходных позиций относительно создания организационно-педагогических условий привлечения подростков к занятиям физической культурой. Они будут зависеть от особенностей конкретного учебного заведения, которое, тем не менее, должно учитывать и характер мотивации школьников, и умение учителя осуществлять рефлексию, и изменение подхода к нормативным требованиям.

Список литературы:

  1. Акулов А.М. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета // Физическая культура: научно-методический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2005N2/p9-11.htm. – Дата обращения: 26.12.2016.
  2. Голубятникова М.В. Как привлечь студентов к занятиям физической культурой // SCIENCE TIME. – 2014. № 9. – с. 72 - 76.
  3. Логутков С.П. Рефлексивная культура педагога как фактор мотивации учащихся к занятиям физической культурой // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. – Липецк, 2014. – с. 125-132.
  4. Ревенко Е.М. Изменение критериев оценивания учащихся как условие повышения мотивации к урокам физической культуры // Образование и наука. – 2016. № 1(30). – с. 118 - 132.
  5. Уколов А.В., Жильцова Т.Е. К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом // Молодой ученый. – 2014. № 1(60). – с. 581 - 583.

Опубликовано:

  • Шамаева Г. И. Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблема // Гуманитариум: 2017, № 2.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.