РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Зажечь огонь в глазах детей"

Зажечь огонь в глазах детей

Студенчество - школа жизни. Именно в этот период (от 15 до 19 лет) в жизни человека происходит самое главное и самое интересное, наиболее интенсивно формируется его личность, закладываются основы на всю последующую жизнь.

Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой – его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Это чаще всего и заводит его в тупик с самого начала учебы. Еще много не понимая, он с легкостью пропускает лекции и даже практические занятия. Поэтому одна из самых важных и первоочередных задач куратора и классного руководителя – убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него – учеба. Необходимо именно на первых курсах пробудить у студентов интерес к учебе: для этого им надо показать интересные стороны как отдельных предметов, так и будущей специальности в целом.

Роль классного руководителя группы техникума заключается в создании таких условий, которые помогли бы обучающимся найти себя и свое место в коллективе и в социальной жизни. Куратор является организатором деятельности обучающихся в группе и координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует как с обучающимися , так и с преподавателями. . Некоторые первокурсники, столкнувшись с неожиданными трудностями обучения, начинают сомневаться в правильности сделанного профессионального выбор. У большинства из них сомнения порождает недостаток неосведомленности о своей будущей профессии, что, в свою очередь, меняет их установки, вызывает потерю интереса к учебе, снижение успеваемости. Поэтому при общении с первокурсниками усилия куратора должны быть направлены на всемерное повышение информированности обучающихся о специфике их будущей профессии. Это поддерживает желание учиться, повышает успеваемость, стимулирует интерес к общественной работе.

Успех в формировании специалиста во многом зависит от правильно построенного учебно-воспитательного процесса, в котором участвует и классный руководитель. Он несет прямую ответственность за подготовку обучающихся к будущей профессии.

Основными формами и методами работы классных руководителей в на I курсе являются:

  • проведение анализа результатов успеваемости;
  • организация регулярных собраний в учебных группах по различной тематике;
  • проведение спортивных, интеллектуальных, предметных соревнований;
  • непосредственное участие в обсуждении социально-бытовых условий студентов;
  • организация культурных, познавательных, развивающих и досуговых мероприятий.

Каждому преподавателю из собственного опыта известно, что работа со студентами первых курсов имеет свои отличительные особенности, это обусловлено особенностями возраста и сменой социальной ситуации, необходимостью привыкания к новым условиям.

Задача куратора в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям, влиться в ряды студенчества, пройти адаптации в техникуме.

Первокурсники считают, что помощь им нужна в первую очередь при решении проблем:

  • преодоление стресса перед первой сессией;
  • вхождение в новый коллектив;
  • сплочение учебной группы;
  • решение личностных проблем;
  • получение самой разнообразной информации: об колледже, его истории, правах и обязанностях, информировании о различных событиях и мероприятиях, проводимых в техникуме.

Всё это студенты ждут от куратора, который должен помогать в решении самых разнообразных проблем связанных с учебой, подготовкой и сдачей первой сессии, участвовать в решении различных организационных вопросов, возникающих в процессе учебной и вне учебной деятельности курируемой группы. Некоторые обучающиеся испытывают трудности при налаживании общения в группе. Классный руководитель должен обратить особое внимание на того обучающегося, который не входит ни в какую группировку внутри учебной группы, то есть не признанного. Выяснив сильные и слабые стороны такого обучающегося, способствовать созданию ситуаций, закрепляющих за ним на некоторое время, одну из ведущих ролей в группе.

В 2010 г. Я стала куратором группы 1 «М». И первыми вопросами с ними были для меня следующие: «Сложится ли у нас новая студенческая семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?» Для меня они были совершенно незнакомые дети. Прежде всего , я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый «кулачок». Мне очень хочется чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня оставался один:» Как сделать так , чтобы мы поняли друг друга?»

Перед собой я ставила ряд задач:

  1. Формирование коллектива дружного, сплоченного, творческого.
  2. Создание условий для формирования личности каждого обучающегося.
  3. Формирование нравственно-ценностных взглядов обучающихся.
  4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моей группе.

Для того чтобы узнать ребят лучше я провела несколько тестирований, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого студента. Первая встреча с родителями состоялась 30 августа.

Далее, что я сделала на пути формирования коллектива группы –провела работу по организации самоуправления. Считаю , что самоуправление способствует развитию и решению задач при формировании коллектива. В начале учебного года (на первой неделе) был выбран актив группы. Структура самоуправления в группе следующая:
староста, заместитель, сектор успеваемости и посещаемости, сектор спорта, трудовой сектор, финансовый сектор, сектор культуры.

Все ребята в группе охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости.

В конце каждого месяца мы проводили групповое собрание, где подводили итоги за месяц. Большое значение в воспитательной работе со студентами имеют коллективные дела.
Ведь именно в совместной работе у ребят завязываются дружеские отношения. Это и уборка территории, уборка кабинета, подготовка к мероприятию. Во время подготовки ко дню первокурсника ребята проявили активность, были ответственны в выполнении поручений куратора.

С большим интересом и желанием оставались на репетиции, не следя за временем, обсуждали сценарий, делали свои предложения. Каждый внес свою частицу работы в это мероприятие. У них появилось желание готовиться к следующему празднику . Очень ответственно готовились к открытому уроку, классному часу, областному конкурсу « Театр-страна настоящего», «Студенческая весна» , «День открытых дверей» ,где приходилось много репетировать, выполнять самостоятельную работу, подбирать музыкальные произведения, изготовлять костюмы. Всю работу проводили после уроков. Другая группа ребят принимала активное участие в спортивных мероприятиях ( общетехникумовских, зональных, областных).Ничто так не сближает студентов, как внеклассная работа. За активную деятельность ребята заняли 1 место среди групп техникума и были награждены поездкой в Саранск. И главное достижение- сформировался коллектив.

Со 2 курса в общественную жизнь техникума влилась еще группа ребят. Они принимали активное участие в инженерно-технических чтениях. За активную работу и хорошую учебу были награждены поездкой в Анапу. Многие ребята также отдыхали в «Красный плес» Многие ребята посещали кружки и секции. Принимали активное участие во всех мероприятиях техникума. Осуществлялся контроль сдачи сессии и беседы со студентами по результатам их успеваемости за семестр. Велась совместная работа с преподавателями и мастерами.

Проводились беседы с преподавателями о результатах посещаемости и успеваемости студентов группы. Отношения в группе сложились доброжелательные, сплоченные. Ребята оказывали взаимопомощь, поддержку друг другу.

Студенты более осмысленно и серьезно подходят к обучению. Сократилось количество «неуспевающих» студентов, не возникает негативных проблем в отношении с преподавателями – предметниками.

  • Актив качественно выполняет свои функции.
  • Хорошо развито самоуправление.
  • Студенты планируют продолжить образование в ВУЗе.
  • Большая часть группы старается вести ЗОЖ.

В заключении хотелось сказать , что вся проводимая работа с группой по формированию коллектива дала свои положительные результаты. Ребята раскрывали свои способности от мероприятия к мероприятию, предлагали свои идеи по проведению того или иного дела, а самое главное -это огонек счастья и радости в их глазах при воспоминании о пережитом .

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А.Сухомлинский

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.