РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Задача учителя литературы - духовное становление молодого человека

Из доклада на семинаре по проблемам нового качества образования.

Я в школе более 30 лет. Есть опыт, есть проблемы. Я хочу вместе с Вами попытаться осмыслить свой педагогический путь, найти полезные и интересные моменты педагогической практики.

Все годы вела уроки в средней школе. Дети, которых обучала, имели различный уровень воспитанности, образованности. Всегда были ученики из неполных, малообеспеченных семей, дети с ослабленным здоровьем.

Я всегда осознавала, что предметы, которые я веду, должны быть средством формирования человеческой личности. Без русского языка просто не может быть русского человека, и упражнения по русскому языку, и произведения художественной литературы – это некий инструмент по становлению нравственных качеств человека. и как бы не менялось время, и 200 лет назад, и сегодня литература и русский язык это основной источник, формирующее начало.

При подготовке к урокам активно использую методическую литературу, знакомлюсь с её новинками, материалами периодической печати. Всегда много читала. Это были произведения русской и зарубежной литературы, классика и современная литература.

В начале каждого учебного года обязательно провожу небольшую конференцию, где ребята должны рассказать о произведениях, которые они прочли вне рамок школьной программы. Последние несколько лет слышу одни и те же имена: Пауло Коэльо, Артуро Перес-Реверте, Маркес, Борхес, Кинг(!) и т.д.

Ребята считают, что русской литературы им вполне достаточно в школьной программе.

Сегодня, как и раньше, катастрофически не хватает времени (3 часа в неделю), но стараюсь пересказывать ребятам, не навязывая своего мнения и Т.Толстую, и В. Токареву, и Л. Улицкую и произведения о Великой Отечественной войне.

В своей работе использую традиционные уроки, уроки-семинары, лекции, практикумы, стараюсь разнообразить организационные формы занятий. Последние годы активно использую работу учеников над литературными проектами (см. работу уч-ся 10 класса: «Игра Великого ума»).

Понимая необходимость оценки своих результатов работы начала осваивать основы педагогической диагностики. Самой простой формой её является анкета.

Анкетирование я провожу в конце учебного года, в анкету традиционно включаю следующие вопросы:

  1. Какой урок запомнился больше всего?
  2. Какой литературный персонаж понравился? Почему?
  3. Вспомни не меньше 10 литературных героев изученных произведений.

Сравнивая по годам результаты анкетирования, я убедилась в том, что интерес к предмету у ребят повышается. Повышается и качество устных и письменных ответов, творческих работ.

В связи с апробацией проектов новых образовательных стандартов стало меняться содержание учебных предметов. Литература ХХ века – качественно новая, потому, что во многом содержанием эпохи стала насильственная отмена эволюционного пути развития общества. Но лучшие представители культуры: А. Блок, А. Твардовский, Б. Пастернак и другие следовали идеям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, идеям христианским и общечеловеческим. К сожалению, в советском литературоведении оценивалось положительно только одно направление развития литературы – революционное. В настоящее время крайность другая – ревизии подвергается творчество А.М.Горького, В.Маяковского, М.Шолохова и др.

До недавнего времени в школьную программу не входили имена писателей, которые оценивали революцию и её результаты иначе, чем официальное литературоведение (И.Бунин, А Ахматова, Б.Пастернак и др.).

В сложившейся ситуации вижу свою задачу в том, чтобы помочь ученикам разобраться в духовно-нравственных исканиях творческой интеллигенции ХХ века, понять, что были писатели-коньюктурщики, для которых идеи революции, социализма были основой материального благополучия и спокойствия, а для других с Октября действительно начиналась новая жизнь. В их произведениях отражалась вера в идеалы добра, связанные с социализмом и боль за их искажение. Иногда осознание этих противоречий оборачивалось для писателя трагедией.

Речь на уроке должна идти не о ревизии отрицаний, а параллельном рассмотрении творчества писателей, чьи оценки социальных, политических, военных событий часто являются противоположными (например, тема гражданской войны и революции в творчестве М.Шолохова, А.Фадеева, Н.Островского М. Булгакова и др.).

Задача учителя, опираясь на имеющуюся учебно-методическую литературу, учебники, хрестоматии, - помочь ученику разобраться в извечном вопросе поиска истины, который поставлен автором. Этому способствует обучения разным видам чтения: медленному чтению и погружению в художественный текст; аналитическому и комментированному чтению, выразительному и выборочному, чтению вслух и чтению про себя.

Вопросы и задания стараюсь формулировать таким образом, чтобы создавать условия для возникновения дискуссий и сопоставления различных точек зрения и читательских впечатлений. Ученики должны быть свободны в проявлении своих чувств и мыслей, иметь возможность обмениваться своими мыслями, спорить, вместе решать те или иные задачи по созданию исследовательским гипотез или творческих текстов. Сравнивая идеи, суждения друг друга, дети вернее и эффективнее вырабатывают ориентиры в мире художественного слова.

Ребята получают задания, связанные с рисунками, иллюстрациями к произведениям, с поиском ассоциаций и погружением в собственный опыт, создание текстов на свободную и литературную тему. Эти работы ориентированы на развитие воображения, ассоциативное мышление, пробуждение эмоций. Это подготавливает ученика к творческому поиску, синтезу приобретённой информации.

Свой профессиональный уровень постоянно повышаю. Посещаю открытые уроки учителей школы, района, города. На различных профессиональных курсах, проблемных семинарах появилось понимание того, что подразумевается под новым качеством образования. Теперь остается успешно реализовывать это понимание.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены