РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитательная система класса "Дети Солнца XXI века"

Воспитательная система класса «Дети солнца 21 века»
 
Солнце двадцать первого века,
Над планетой нашей взойди.
Солнце двадцать первого века,
Тучи от людей отведи.
Неудачи, беды, ненастья
В двадцать первый век не пусти.
Зёрнам дружбы, радости, счастья,
Помоги скорей прорасти.
Ю.Энтин
 
Любой человек, будь он педагогом, руководителем страны, родителем, задумывается о будущем. Как оно сложится, зависит от подрастающего поколения, от уровня его воспитанности и образованности, от того какие приоритеты в своей жизни он выберет.

Учащиеся нашего класса (сегодня четвероклассники) – это дети, рождённые в 2005-2006 годах, это дети XXI века. Изменения, происходящие в современном стремительном мире, не могли не сказаться на их психофизическом развитии. Современный ребёнок испытывает воздействия множества разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера (СМИ, сеть Интернет, телевидение, неорганизованные события окружающей среды). На воспитание ребёнка, на его сферу нравственности обрушивается колоссальное количество информации, которую ученик начальной школы не способен правильно оценить. Анкетирование показало, что первоклассник не имеет достаточного опыта, чтобы развести понятия «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло», «нравственно» и «безнравственно». В тоже время в этом ему могут и должны помочь взрослые, а это прежде всего, родители и педагоги. Опираясь на богатейший опыт советской, российской и мировой педагогики, современный классный руководитель, педагог должен находить и применять новые осовремененные формы и методы работы с учётом особенностей современных детей.

Обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимосвязи с детьми и их родителями, становится важным этапом в модернизации воспитательной практике и ядром нашей воспитательной системы «Дети Солнца 21 века».

Цель ВСК «Дети Солнца 21 века»: Создание эмоционально-привлекательного, развивающего воспитательного пространства для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, для развития её способностей, положительного отношения к семье, к классу, к окружающему миру на основе социального партнерства с семьей.

Концепция воспитательной системы «Дети Солнца XXI века» опирается, прежде всего, на систему общечеловеческих понятий, которую в жизни мы используем в качестве критериев оценки воспитанности человека. Это:

  • «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
  • «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
  • «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Основными направлениями воспитательной системы класса являются:

  • духовно-нравственное;
  • гражданско-патриотическое;
  • здоровьесберегающее;
  • информационно-коммуникативное;
  • культурно-эстетическое.

 

Исполнение содержательной части программы происходит поэтапно.

1 этап «Я познаю мир» (1 класс).

На этом этапе производится диагностика и анализ воспитательной среды (семьи, класс); проводятся мероприятия по организации и вовлечению родителей в воспитательную систему класса; создаётся первичная организация детского сообщества, которая подразумевает знакомство с правилами общественной жизни, выработку законов и традиций класса.

2 этап «Дом, в котором мы живём» (2 класс) (Семья, Школа, Россия, планета Земля)

Этап подразумевает привлечение внимания детей к семейным ценностям (изучение традиций семьи, составление родословной, знакомство с семейными реликвиями); осуществляется содружество детей и взрослых на основе деятельности семейного клуба; организовывается совместная деятельность детей и взрослых по изучению родного края, города, района, улицы; укрепляются классные традиции; дети привлекаются к участию в соуправления классным сообществом.

3 этап « Я - гражданин России» (3 класс)

На 3 этапе внимание детей привлекается к нравственным, духовным ценностям современного мира; стимулируется активное участие детей в делах класса и гимназии; применяются меры по формированию основ толерантного сознания и поведения у обучающихся; воспитывается уважительное отношение к государственным символам; формируется бережное отношение к истории и культуре своего народа.

4 этап «Если не я, то кто?». 4 класс.

На этом этапе совершенствуется ученическое соуправление; воспитывается у учеников осознание своей значимости в общем деле, чувство личной ответственности за происходящее в классном сообществе, чувства сопричастности и уважения к детям класса; стимулируется развитие лидерских качеств.

Этапы функционирования воспитательной системы класса создают условия для воспитания духовно-нравственной личности, гражданина и патриота, для раскрытия способностей и талантов учащихся. При этом обеспечиваются также взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников и другими субъектами социальной среды.

Духовно-нравственное направление является системообразующим, и, с другой стороны, связующим звеном для других направлений ВСК.

Духовно-нравственное направление предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогического воздействия. Особое место отводится родителям, как первым наставникам ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.

Эффективной формой данного направления стало создание в классе семейного клуба.

«Росинка» – это название, которое выбрали для нашего клуба дети. Они интуитивно потянулись к чистому, звонкому и родному. И, удивительно совпало то, что появление росы в природе связано с солнцем, а наш семейный клуб «Росинка» - это связь детей и взрослых – участников программы «Дети Солнца 21 века». Деятельность в семейном клубе можно разделить на блоки.

Каждый блок имеет свой девиз, понятный детям.

  • Блок «Я и моя семья» реализует задачи гражданско-патриотического, культурно-эстетического и духовно-нравственного, здоровьесберегающего направлений и подразумевает совместную деятельность.
  • Блок «Моя школа - мои друзья» решает задачи духовно-нравственного, культурно-эстетического, здоровьесберегающего, информационно-коммуникативного направлений.
  • Блок «Матушка – Русь! Я тобой горжусь» призван решать задачи всех направлений ВСК.
  • Здоровьесберегающий блок «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
  • «Время пришло делать добро» блок задач духовно-нравственного направления.

Важное место в проведении данных мероприятий занимают родители, которые в совместной деятельности активны, инициативны. Все дела в клубе – это разнообразные коллективные переживания, накопление опыта нравственных взаимоотношений.

Новые информационные технологии в силу своей современности, наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей 21 века. Некоторая часть внеклассных мероприятий проводится с применением компьютерных технологий, использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Данное направление подразумевает и формирование информационной культуры родителей путем внедрения ИКТ в работу с родителями. Один из совместных социальных проектов класса 4 этапа ставит цель – создание собственного сайта класса, который поможет реализовать задачи информационно-коммуникативного направления.

В целях развития познавательных и коммуникативных способностей учащихся, программа воспитательной системы «Дети Солнца XXI века» предусматривает регулярное и целенаправленное взаимодействие с организациями и учреждениями культуры, спорта, молодежными организациями, творческими культурно-массовыми общественными объединениями.

Развитию личности младшего школьника должно способствовать формирование самоуправленческих начал в жизни класса. Особую роль в управлении развитием любой воспитательной системы играет соуправление педагогов, родителей и учащихся.

В начале каждой учебной четверти на классном часе происходят выборы управляющей команды класса. Она состоит из Президента классной республики и Министерств, каждое из которых имеет свою сферу деятельности. Успешная работа осуществляется при поддержке заинтересованных в успехе детей родителей и педагога, который постоянно координирует инициативу детей.

В результате реализации первого и второго этапа программы воспитательной системы класса «Дети Солнца XXI века» удалось:

  • создать оптимальную атмосферу для участия ребят, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности;
  • создать благоприятные условия как для развития классного коллектива в целом, так и для раскрытия потенциала каждого отдельного ученика;
  • задать положительную динамику развития коллектива детей и личностного роста учащихся;
  • создать благоприятную среду для сотрудничества семьи и школы по намеченной программе семейного клуба «Росинка»;
  • включить детей в процесс соуправления детской деятельностью.

Наблюдения, анализ деятельности детей, анкетирование показывают, что за истекший период действия ВСК «Дети Солнца XXI века» воспитуемые:

  1. Познакомились и приняли основные правила школьной жизни,
  2. получили необходимые сведения о безопасности, правилах гигиены, здоровом питании;
  3. познакомились с основами здорового образа жизни;
  4. узнали больше из истории своей семьи;
  5. изучили семейные традиции, родословную и жизненную историю близких родственников, узнали о вкладе своих родных в дело Великой победы;
  6. научились различать и ценить в одноклассниках положительные личностные качества;
  7. стали оценивать значимость дружного коллектива в жизни людей;
  8. проявлять большую активность в делах класса, гимназии;
  9. проявлять инициативу, предлагать свои проекты, направленные на пользу общества.

Таким образом, за прошедший период наблюдается положительная динамика развития коллектива детей и родителей класса, что позволяет в перспективе реально подойти к реализации модели выпускника начальной школы, и что даёт нам уверенность, что ВСК приведёт нас к намеченной цели.

Мы - дети солнца, Живём на лучшей
Из всех планет.
Мы - дети солнца, А дети солнца
Должны нести тепло и свет.
Ю. Энтин

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены