РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Секреты творческого воспитателя

Ращектаева Татьяна Юрьевна

Работа воспитателя или педагога дошкольного образования — одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности.

Многие известные, знаменитые и успешные люди стали таковыми благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. В этом им помогали, прежде всего, те люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, педагоги, воспитатели.

Прежде чем приступить к творческому воспитанию как таковому, нужно усвоить несколько советов и запретов, помогающих в работе.

Попробуем разобраться, что же такое «творческая личность» применительно к профессии педагога дошкольного образования.

Основным качеством такого педагога должна быть постоянная готовность к игре и умение превращать в игру самое скучное и серьезное занятие. Это не значит, что все занятия нужно проводить в виде театрализованного представления и циркового аттракциона. В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения, познания и формирования характера и личности ребенка. Именно поэтому нужно быть готовым к участию в игре и уметь ее организовать.

Дети живут в мире образов, они очень любят разные превращения, часто сами, без участия взрослых, становятся различными персонажами сказок и мультфильмов. В зависимости от того, какой вам нужен результат, вы можете вместе с «помощником» совершать различные «превращения».

Например, если вам нужно создать тишину, можно «превратить» детей в рыбок, бабочек, цветы, камни и т. п. Постарайтесь осуществить необходимое «превращение» как можно ближе к теме вашего занятия. Вы можете вместе с детьми придумать для этого специальные слова-заклинания для подобного «превращения», лучше всего, если они будут зарифмованы, чтобы легче произноситься.

Если же необходимо ускорить наведение порядка или сборы на прогулку, можно ввести соревновательный момент: кто быстрее, лучше, точнее, аккуратнее уложит игрушки, оденется и т. д.

Чтобы собрать внимание детей и подготовить их к проведению спокойного и серьезного занятия, не помешают «превращения» в умных мальчиков и девочек, художников, артистов либо ученых.

Еще один способ настроить ребят на нужный лад — начать занятие с определенного звука, мелодии, стихотворения. Поэтому имейте среди учебных средств и материалов звонкий колокольчик, будильник, дудочку, «волшебную палочку» и другие предметы для создания нужной вам атмосферы и настроения.

Творческий подход к работе предполагает постоянный поиск новой формы, новых материалов, новой методики.

Как бы парадоксально это ни звучало, но иногда «нового» бывает так много, что переварить весь материал не в состоянии даже опытный педагог, не говоря уже о начинающем. Не пытайтесь «объять необъятное»! Выберите себе то, что вам нравится, что близко, что, может быть, напоминает ваше детство. Творчески можно обращаться только с теми знаниями, которые прочно вошли в ваш педагогический опыт. Экспериментировать можно только тогда, когда в запасе есть крепкий багаж, служащий ориентиром и основой.

Обилие разных методик тоже недопустимо, потому что дети, чтобы понимать вас и приносимую вами информацию, должны привыкнуть к вашей методике. В противном случае вы просто утратите внимание детей или они запутаются и перестанут воспринимать ваши объяснения. Такое непонимание бывает даже у детей школьного возраста, если случается, что взамен педагога, к которому они привыкли, приходит другой.

Очень помогает в проведении занятия с детьми большой запас учебного материала.

Тогда дети, выполняя то или иное задание, будут иметь возможность выбора цвета, формы, количества и набора элементов. Во-первых, это развивает самостоятельность мышления, во-вторых, ускоряет процесс обучения, в-третьих, помогает избежать однообразия при выполнении задания.

Нужно ознакомить родителей с произведениями творчества их детей для этого можно сделать специальный стенд, планшет, лист плотной бумаги с «кармашками», куда легко и быстро можно вставлять детские работы. Сначала можно выставлять все, что удалось сделать, постепенно вводя оценочный критерий. Потом выставлять только то, что заслуживает поощрения, чтобы желание быть увиденным всеми вызывало чувство гордости у ребенка.

Но будьте осторожны, чтобы не получилось так, что один и те же дети являются участниками выставок, а имя других это — «несбыточная мечта». Все родители хотят видеть своего ребенка в «лидерах», поэтому оценивать работы нужно не только по общему, но и по индивидуальному принципу, исходя из возможностей каждого ребенка. Вот тут нужно постараться, чтобы придумать каждому ребенку свои, особые слова похвалы за рисунок, поделку, чтение стихотворения либо участие в другом виде творчества.

Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку; поможем Мишутке найти маму.

Основной задачей остается формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Можно продолжить работу с выбранным персонажем, игрушкой.

Утренняя гимнастика

Особое внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив: сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай!

Побеседуйте с детьми на темы: «Как стать сильным и здоровым?», «Зачем надо заниматься спортом?»

Перед завтраком проверьте последовательности операций во время умывания.

Используйте стихи, потешки, образное слово: «Ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой рукой моем левую ладошку, левой — правую».

Следите за аккуратностью в процессе умывания. Проведите соревнования: «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». Особое внимание уделяйте приемам самоконтроля и самооценки деятельности детей.

Дети младшего дошкольного возраста любят помогать накрывать на стол. Спросите у дежурных: «Как правильно раскладывать ложки», «Как сервировать стол». Обязательно расскажите о вкусной и здоровой пище. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежурных. Оцените эстетичность оформления столов.

Не забудьте ознакомить детей с меню.

  • Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак.
  • Кукла Катя рассказывает о том, как кашка помогла ей вырасти.
  • Мишка рассматривает столы и восхищается, как красиво они сервированы.

Во время завтрака привлекайте внимание детей к пище. Организуйте конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол.

Создайте интерес к прогулке с помощью игровых приемов, индивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свою берлогу, найти можно только с помощью волшебного клубочка; покажем Мишке наш участок.

Игровой материал для прогулки готовится заранее. Можно вместе с Мишкой подготовить игрушки. Для закрепления последовательности одевания используют приемы: «Волшебные часы» (последовательность одевания в рисунках); «Поможем Мишке одеться»; игру «Найди следующую картинку».

Для развития фантазии педагогу полезно вначале освоить некоторые условия возникновения и проведения игры.

Игра может начаться в любой момент и с помощью любого предмета, для этого нужно знать, как ее организовать и на чем построить.

Потренируйте свою фантазию. Что можно сделать, например, с помощью упавшего на пол со стола карандаша? Какие варианты историй у вас возникли?

Попробуем вместе:

  • карандаш потерял своих друзей другого цвета;
  • карандаш не хочет рисовать «каляки-маляки», ему жаль свой замечательный стержень, созданный для прекрасных рисунков;
  • карандаш вспомнил, как он раньше был большим деревом и хочет об этом рассказать;
  • карандаш придумал веселую историю и хочет ее рассказать, изображая персонажей на картинках;
  • карандаш мечтает превратиться в волшебную палочку, но боится, вдруг не получится, и ждет помощи от ребят.

Пока достаточно.

Теперь попробуем выбрать характер игры на придуманные темы.

Первая тема: поиски друзей-карандашей. Возникают несколько вариантов:

  • можно достать остальные карандаши, раздать их детям и вспомнить названия предметов такого цвета;
  • можно отправиться в далекое путешествие в разноцветные страны и путешествовать целую неделю, ежедневно осваивая какой-либо цвет. Это могут быть страны разных предметов, фруктов, цветов, птиц, насекомых, рыб и т. д.

Как видите, чтобы придумать игру, нужно совсем немного знаний и усилий, всего-навсего необходимо творчески подойти к решению, которое может возникнуть в той или иной ситуации.

Принять решение в данном случае поможет находчивость. Самое главное — нужно принять решение и довести игру до конца, не бросая на полпути.

Чтобы поддерживать себя в «творческом тонусе», полезно иногда устраивать подобные импровизации. Если опыта еще недостаточно, лучше заранее готовить каждое занимательное дело и необходимые материалы и пособия к нему.

Иногда случается, что все приготовлено: и пособия, и материалы в избытке, а занятие прошло скучно, и дети плохо включались в него, результат оказался неважный, да и дисциплина во время деятельности была не на высоте. Почему такое происходит?

Попробуйте проанализировать:

  • не была ли тема или методика проведения сложна для данного возраста (или слишком проста, неинтересна);
  • хорошо ли дети поняли, что нужно было сделать;
  • не были ли дети слишком возбуждены перед занимательным делом или, наоборот, слишком долго просидели без движения.

А может быть, не доставало импульса, интриги, тайны, чтобы заинтересовать детей, стимулировать их деятельность?

Причин может быть сразу несколько, потому что дети есть дети!

Самое трудное — это беспристрастно оценить происшедшее, не мучить себя необоснованной критикой и не утратить интереса к дальнейшим исканиям.

У каждого педагога есть свои излюбленные формы работы, темы и методики. Как бы ни была жестко спланирована работа в группе, как бы ни требовалось следовать рекомендациям и установкам, всегда можно найти возможность внести свои коррективы.

Больше всего дети любят элементы театрализации.

Для проведения занятия всегда пригодятся куклы-перчатки или пальчиковый театр. Какой бы материал вы ни объясняли, можно использовать прием ведения диалога с игрушкой. Если некоторые дети никак не могут понять суть задания, помогает такой прием: вы как бы объясняете игрушке, что нужно сделать. А потом спрашиваете у нее, все ли понятно. Игрушка «отвечает» неправильно или честно признается, что ничего не поняла. Тогда можно попросить кого-либо из детей объяснить непонятливой игрушке, что требуется сделать. Дети с удовольствием объяснят задание своим, детским, языком, исходя из детского опыта. другим детям будет проще понять своих сверстников и исполнить то, что требуется.

Если содержание занятий и различных игр можно найти в сборниках и методических рекомендациях, то вопросы дисциплины и активизации внимания детей приходится нарабатывать собственным опытом. Порой навести тишину в группе и начать вовремя занятие бывает непросто. Поможет элемент неожиданности.

Подумайте, чего дети не ждут от вас в данный момент?

Можно пропеть первую фразу начала занятия вместо того, чтобы требовать тишины. Можно позвонить в колокольчик, засвистеть в свисток, дудочку, включить говорящую игрушку, начать надувать воздушный шар, взять за руку самого расшалившегося малыша и попросить его помочь делать какое-либо действие вместе с вами. Поверьте, все остальные не останутся равнодушными. Главное, не ждать, не повышать голоса, не стучать и не топать ногами. Иногда вообще не нужно обращать внимания на громкие разговоры и возбужденное состояние детей. Начните раздавать материалы, спокойно поднимая с мест самых шумных детей и включая их в подготовку занятия. Они могут помочь раздать необходимые пособия, сосчитать какие-либо мелкие предметы и выполнить любые другие действия, для которых не требуется долгого объяснения.

Нельзя слишком обращать внимание на нарушения поведения воспитанников, поскольку, возможно, именно этого дети и добиваются. Лучше перенаправить «излишнюю» активность в социально приемлемое русло (помочь раздать альбомы, вытереть доску и т.д.). Очень часто дети с демонстративным поведением. Оказавшись в позиции «помощника взрослого», или воспитателя, начинают вести себя по-другому. Однако долго «командовать» сверстниками им лучше не давать. Нужно похвалить ребенка за то, что он помог взрослому, вел себя сам «как большой», а затем постараться переключить внимание воспитанника. Вообще прием переключения «работает» и при организации деятельности других детей. Особенно это касается гипердинамичных дошкольников. Кстати, их не нужно постоянно одергивать и заставлять тихо сидеть на одном месте. Можно просто разрешить передвигаться по комнате. никому не мешая, — если ребенок выполнил задание, а если нет — сделать его стоя. Таким образом, на воспитанников не будут отвлекаться остальные дети в группе. Очень мотивирует дошкольников к участию в занятиях и повышает их самооценку использование «коробочки добрых дел» Л.В. Кузнецовой и М.А. Панфиловой или «баночки добрых дел» Н.П. Слободяник .

Если же активность перестает быть регулируемой, можно использовать специальные «речевки» и «ритуальные игры». Например, когда дошкольники устали и «не хотят заниматься», нужно прибегнуть к следующему.

Педагог. Устали? Не хотите заниматься? Хорошо! Будем шалить! Готовы? Делайте, как я. (Говорит и показывает нужные движения.)

Глазки смотрят,
Ушки слушают,
Носики нюхают,
Ротики го-во-рят!
Ножки топают,
Ручки хлопают,
Ножки... прыгают.

Теперь все готовы?

Если дети не готовы, предлагается выполнить «речёвку» еще 2—З раза, но педагог при этом нарочно «путает», что и кто должен делать, а воспитанники исправляют хором ошибки взрослого.

Иногда можно разрешить даже «пошуметь» и «покричать», правда, предварительно потренировавшись и обговорив условия «безобразия».

Я считаю до пяти — все кричим громко-громко, перестала считать — перестали кричать. Договорились? Тренируемся всего один раз. Один! Кричим! Два! Сильнее! Три! Сильнее! Четыре! Молодцы! Пять! Все! Закончили! Ну и шуму мы наделали, правда?! Чуть весь сад не развалился! Хорошо, что больше не кричали, а то играть негде было бы!
В других ситуациях, когда дети сами кричат и шумят так, что их нужно останавливать, рекомендуется использовать прием «возьми себя в руки» (нужно сесть на пол, распрямив ноги, сильно обхватить себя руками, а потом встать, не размыкая рук) или «Баночки для криков». Последний метод позволяет выплеснуться вербальной агрессии, однако педагог должен помнить об одном важном моменте.

Педагог. В баночку нужно выкрикнуть все до последнего слова так, чтобы больше не осталось.

Прежде чем убрать баночку, взрослый несколько раз переспрашивает воспитанников.

Все ли вы выкричали? Ответы детей.

Если нет, то придется до вечера тут сидеть и кричать в баночку, а в новую игру так и не успеем поиграть!

Естественно, что в нужный момент педагогу необходимо продемонстрировать атрибуты этой игры или красивую коробку с неизвестным содержимым.

Кстати, «секретики» или, как говорят практики, «бомбочки» следует иметь каждому педагогу ДОУ. Они должны использоваться и «выстреливать» именно тогда, когда арсенал обычных приемов воздействия оказывается исчерпанным. К счастью, такое случается очень редко.

Всем детям в конце занятия предлагается оценить действия сверстников, сказать, кто понравился, и объяснить чем. Этот момент вызывает наибольшие трудности, поскольку требует наблюдательности, умения удержаться от стремления похвалить себя, осудить партнера за неумелость или негативное поведение. Дошкольники через оценку поведения сверстников и сравнение с собой приходят к вычленению правила социального поведения. В целом это способствует развитию самосознания и произвольности поведения.

Несколько запретов

  • НЕ унижайте детей обидными прозвищами и сравнениями.
  • НЕ повышайте голоса, даже в крайних случаях. Если это произошло, нужно объяснить, почему вы это сделали, и выразить сожаление, что вам пришлось так поступить.
  • Наказывая ребенка, умейте вовремя простить и создать такую ситуацию, когда он будет готов искренне попросить прощения.
  • Наказывая одного ребенка, не поощряйте радости других детей по поводу наказания.
  • НЕ позволяйте детям говорить плохо друг о друге и не поощряйте жалобщиков и ябед, даже если они говорят правду. Старайтесь добиться того, чтобы виновный сам признал свою вину, желательно, как ошибку, а не думал, что он «плохой», «невоспитанный» или делает все «назло».
  • Никогда не говорите неприятных слов о семье и родителях ребенка при детях и не позволяйте делать это другим.
  • НЕ проводите игру или занятие, если вы в них не разобрались или недостаточно готовы, чтобы провести на должном уровне.
  • НЕ прерывайте детскую инициативу словами: «Скажешь, когда тебя попросят», или «Начнешь делать, когда тебе разрешат», иначе они перестанут что-либо делать без вашего руководства.
  • НЕ раздражайтесь и не демонстрируйте своего раздражения. Если это произошло, старайтесь показать, что это вас очень расстроило.
  • НЕ скрывайте от детей своего плохого самочувствия или расстройства при неудаче, не лишайте их возможности проявить сочувствие и сострадание, но знайте меру и всегда благодарите за проявленные чувства.

Если вы полюбите работу с детьми, то у вас появится множество тем и причин рассказывать с увлечением о «своих» детях друзьям и знакомым. Вы будете вспоминать те забавные и смешные выражения, которые малыши придумывают, испытывать ту же радость, с которой они встречают вас по утрам. Вам будут благодарны родители, видя, с каким нетерпением собираются в «садик» их дети, чтобы, играя с вами, познавать мир.

Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.