РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Православие и культура"

Анастасова Светлана Николаевна

Культура нашего отечества на протяжении всего многовекового времени ее формирования тесно связана с историей России. Культурное наследие русского народа формировалось в процессе становления и развития самосознания нации, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Культурное наследие русского народа дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Очень важным фактором, который обусловил своеобразие формирования российской культуры, стало утверждение на Руси православия в качестве особой ветви христианства, которая была сосредоточена на духовности, приверженности устоявшимся традициям.

С самых древних времен религия – носитель культурных ценностей, важный элемент культуры любого народа. Религия – это образ жизни, особая система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь во время Владимира со всех сторон была окружена народами, которые имели свою письменность, развитые религии. Русь стремилась войти в этот мир и стала государством, при этом приняв христианство от Византии, преодолев языческие верования. На протяжении длительного отрезка времени, вплоть до ХХ в., христианство останется доминантой культуры.

Славянский мир велик, потому на окраинах, в плохо доступных областях сохранились реликты древней веры. Ведическая вера угасала в славянских землях многие столетия, преследования язычников были даже в советскую эпоху. И только время, давшее свободу слова, вернуло право голоса тем, кто придерживается древнего вероисповедания.
И следует понимать, что мироощущение современного русского православного христианина, воспитанного в русской христианский православной вере, оказывается настолько близким к ведическому миросозерцанию, что соединение традиций оказывается не только возможным, но и для многих желанным. Современное православие оказывается в обрядах и в образе жизни укорененным в ведической традиции. И даже отход от православия в сторону индуизма (нео-индуизма) или зороастризма, оказывается, обусловлен желанием людей вернуться к вере предков.

Однако ныне на Стезю Православия встают многие люди. В современной России уже существуют десятки общин, возрождающих древнюю веру, обряды, воинские искусства. Растет и число людей, глубоко проникающих в традицию и уходящих от язычества и эстетического (нерелигиозного) восприятия древних текстов, обрядов, к ведической вере.
Как это ни парадоксально, но еще недавно понятие «современное церковное искусство» в нашем общественном сознании вообще не существовало.

Но вот, вслед за празднованием 1000-летия крещения Руси, начинают происходить значимые перемены: в интерьерах соборов и экспозиционных залах «поселяются» произведения, созданные талантом и руками наших современников. Иконы и многое другое, необходимое для богослужения, что ранее сокровенно творилось в мастерских, высшей волею выходят в пространство реального церковного бытия.

Псков и иконы – понятия неразрывные. Для того чтобы эта связь стала зримой, сотрудники Псковского государственного музея-заповедника го¬товят к 1110-летию со дня первого упоминания Пскова в летописи уникальную экспозицию. В самом её названии, как и в представленных на ней иконах, отражено одновременно несколько смыслов. В экспозицию «Современные древности» будут включены одни из самых ранних икон музейного собрания, относящихся к XV–XVI векам. Другой вопрос, почему эти древности, отреставрированные в XXI веке, специалисты назвали современными?

По убеждению вдохновительницы этого проекта – хранителя живописи и графики Псковского музея-заповедника Ольги Васильевой, без реставрации древности умирают. Иконы, создававшиеся для людей, во имя людей, должны иметь современное хранение. Без реставрации осуществить это невозможно. Поэтому в название выставки Ольга Анатольевна вложила два неотъемлемых друг от друга понятия: древность и современность. Только это «двуединство», считает автор выставки, может сделать икону живой, то есть действенной и исполняющей волю своих создателей: Бога и иконописца.

Говоря о соотношении Писания и Предания, важно подчеркнуть, что для православной традиции опыт жизни в Духе первичен по отношению к любому письменному тексту.

Понимание, истолкование и осмысление Священного Писания в православном богословии в некоторых аспектах отлично от того, как смотрят на Писание представители западных Церквей и богословских школ. В первую очередь это отличие касается соотношения Писания и Предания. Для православной традиции несвойственно так противопоставлять друг другу Писание и Предание, как это имеет место в западном богословии. Канон Священного Писания был сформирован именно церковным Преданием, определившим, какие книги должны в него войти, а какие нет. На Тридентском Соборе 1546 года была сформулирована доктрина двух источников, согласно которой Писание не может рассматриваться как единственный источник Божественного Откровения: не менее важным источником является Предание.

26 января 2010 года в Сретенском мужском монастыре, одной из древнейших православных обителей Москвы, после Божественной литургии был отслужен молебен на изъявление обета трезвости. Обет трезвости - это не нововведение, а живая древняя традиция Церкви, которая имеет благословение от священноначалия. В России раньше существовали тысячи православных обществ трезвости, люди давали обет Богу, что не будут пить, курить и сквернословить. В наши дни, осознавая угрожающие масштабы алкоголизации страны, люди в разных городах стали отказываться от употребления спиртного и принимать обет абсолютного воздержания от него. Некоторые, сами не имея алкогольной зависимости, принимают обет ради своих близких и родных, чтобы, по слову апостола Павла, не вводить их в соблазн.

Особая роль возлагается на духовенство - быть примером для мирян в утверждении трезвости. Важно осознать, что воздержанием от винопития, трезвым образом жизни, мудрым словом священнослужители помогут донести до людей высокий идеал трезвенной жизни.

Сегодня, когда пьянство и множество других пороков вновь приняли черты массовой эпидемии, угрожающей русскому народу вымиранием, Русская Православная Церковь стоит перед необходимостью повторить славный опыт дореволюционной России - мобилизовать народ и общество на утверждение трезвости.

Живы и традиционные праздники, например, масленица (до XVI века в народе праздновалась языческая Комоедица, посвященная встрече весны в День весеннего равноденствия) — христианская постная праздничная неделя (в питании запрещается мясо).

Масленица НЕ является языческим праздником и НЕ имеет никаких языческих корней — этот праздник был введен церковниками в XVI веке для вытеснения из народного сознания языческого великого солнечного праздника встречи весны Комоедица, отмечавшего весеннее равноденствие (начало астрономической весны). Слово языческий (т.е. «народный») происходит от древнего славянского слова «язык» (языцех), означавшего «народ».

Масленица (масленичная неделя) — христианский постный праздник подготовки к Великому посту, в который после воскресенья, «мясного заговенья», запрещается есть мясо, но еще разрешаются рыба, молочные продукты и сливочное масло; отсюда в XVI веке, вскоре после введения церковниками «сырной седмицы» («мясопустной седмицы»), появилось ее народное название — Масленица.

Изучение русской святости, ее истории и ее религиозной феноменологии является сейчас одной из насущных задач нашего христианского и национального возрождения. В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом. Известна дата его рождения — 3 мая 1314 года. В житии говорится, что предзнаменования чудесной судьбы младенца случались ещё до того, как он родился. Когда его мать приходила в храм на молитву, младенец в определённые моменты службы вскрикивал в её чреве. С первых дней жизни ребёнок, которого назвали Варфоломеем, отказывался сосать материнское молоко по постным дням — средам и пятницам.

Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. Братья Варфоломея женились, а он, похоронив родителей, решил уйти в монастырь. Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия.

Сергий поднял на недосягаемую высоту духовный авторитет своей обители. Он был знаком с византийским богословским учением исихазма — молчальничества, сутью которого была идея внутреннего самосовершенствования.

Внешность Сергия также не успела к моменту его канонизации изгладиться из памяти современников. В Троице-Сергиевой лавре хранится погребальный покров с гробницы Сергия с вышитым портретом святого. Он считается самым достоверным его изображением. Вышивальщицам удалось передать благородный облик человека потрясающей духовной силы, способного при этом понять и простить людские грехи.

Икон с изображением Сергия писали много, и индивидуальные черты сгладились, уступив место иконописному канону. Главной отличительной особенностью святого Сергия на иконах стала коричневая монашеская мантия с тёмным платком-парамандом и округлая, средней длины, борода. События жизни разворачиваются в боковых клеймах. Только одно из этих событий выделилось в отдельную икону — явление Сергию Богоматери с апостолами Петром и Иоанном Богословом.

Напрасно забываем мы доблесть прошедших времён и идём неведомо куда.
И так смотрим назад и говорим, будто бы мы стыдимся познавать
обе стороны Прави и Нави и свой путь ведать и понимать.
Велесова Книга.

«Принимать живое участие в минувших делах праотцов своих, восхищаться их славою и величием и из опытов, как блистательных, так и горьких, созидать законы для собственной жизни, было всегда разительною чертою характера каждого сколько-нибудь просвещённого народа, перешедшего уже за рубеж политического младенчества и достигшего опытами и рассуждением внутреннего самосознания. А потому, чем бы человек ни занимался, чему бы он ни посвятил трудовую часть жизни своей, во время его отдыха история Отечества найдёт всегда доступ к нему и приют в его сердце. Герой, сложив бранные доспехи свои, мудрец, закрыв книгу идей, и горький труженик, окончив дневную работу свою, найдут отраду и утешение в повествовании об их предках».

Весь опыт человечества является наглядным обзором Божеских путей, на которых оно должно было воспитываться и совершенствоваться: осознанность народами своего бытия есть сила сохранения духовности этих народов, тогда как искажение Культурного Наследия Предков и отрыв от своих Родовых Корней ввергает народы в пропасть демонического хаоса бытовой цивилизации.

Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы ныне восстановить Изначальную Веру Предков — РОДОБОЖИЕ и свой исконный Ведический Образ Жизни, осознать себя хранителями, продолжателями и защитниками великого предназначения России, духовных сокровищ Культурного Наследия Предков, насчитывающего миллиарды лет и берущего своё начало в космических просторах Вселенной.

ЛИТЕРАТУРА

  • Бусева-Давыдова И. Художественная культура Древней Руси. Иконография святых / Искусство (приложение к газете «Первое сентября»). 1996.
  • Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. М.: Современник, 1991.
  • Из «Жития Сергия Радонежского» // Древнерусская литература. Хрестоматия / Сост. О.В. Творогов. М.: Просвещение, 1995.
  • Лосский В.Н. Предание и предания. – Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. М., 2000.
  • Флоровский Г.К. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.