РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Приобщение школьников к национальным традициям во внеурочной деятельности

Автор: Салихова Клара Галиевна

Сегодня как никогда актуально звучат слова святого преподобного Сергия Радонежского о том, что только «единением и любовью спасемся». Сплотить людей разных национальностей, наладить между ними добрососедские отношения помогают на родные традиции, обычаи, обряды, ведь они изначально основывались на миролюбии, согласии, понимании, стремлении прийти друг другу на помощь. Именно они в современном мире становятся одними из возможных средств единения, примирения, устранения конфликтов, являются «толчком» к сближению разных народов. Многие сегодня сходятся в едином мнении о необходимости их возрождения и приобщения подрастающего поколения к тому, что разные народы бережно собирали и хранили долгие столетия. XXI в. дает нам уникальную возможность по новому посмотреть на традиции и включить их в свой обиход. Большими возможностями для приобщения подрастающего поколения к национальным традициям представляет праздничная культура народов России.

В Оренбургской области, где наряду с коренным населением области проживают люди разных национальностей, наиболее широко отмечаются русские народные праздники. Башкирский, татарский, казахский и другие народы малыми группами проводят свои национальные праздники. Национальные праздники каждого народа наполнены интересными обрядами, у каждого народа имеются свои неповторимые национальные обычаи, традиции, праздники, игры. В нашей школе в рамках внеурочной деятельности ведется целенаправленная работа по приобщению учащихся начальных классов к национальным традициям народов России. Чтобы выяснить, как родители учащихся отнесутся к тому, что на внеурочных занятиях их дети будут активно знакомиться с традициями, обычаями и обрядами разных народов, проживающих на территории России, мы провели специальный опрос. Взрослым было предложено ответить на вопросы:

Знаете ли вы свои национальные традиции? Как часто вы посещаете национальные праздники? Как вы отнесетесь к тому, что на внеурочных занятиях ваши дети будут знакомиться с традициями разных народов? Готовы ли вы принять участие в этой работе?

Из 100 участников опроса 73 человека ответили, что знают свои национальные традиции и обычаи; часто посещают национальные праздники и проявляют к ним интерес 45 человек; редко посещают национальные праздники 31 человек, не посещают совсем 24 человека. 96 человек положительно отнеслись к идее познакомить детей с традиционной культурой разных народов; 74 человека выразили готовность включиться в эту работу.

На одном из внеурочных занятий младшим школьникам было предложено ответить на вопрос: «Какие народы проживают на территории России?» Ответы учащихся мы записали в столбик на доске. После этого попросили их сделать вывод, глядя на данную запись. Так учащиеся были подведены к выводу о том, что Россия — многонациональная страна.

Далее мы попросили их вспомнить и рассказать, что им известно о национальных традициях, обычаях, обрядах, праздниках этих народов. На доске по ходу высказываний учащихся делались соответствующие записи напротив названий национальностей. Затем мы обратили внимание учащихся на то, что у разных народов (башкирского, русского, украинского, белорусского, казахского и др.) имеются национальные праздники, которые отмечаются в одно и то же время года или даже в один день. Например, в день весеннего равноденствия (22 марта) славянские народы в старину встречали приход весны, а башкиры и казахи отмечали в этот день - Наурыз.

На следующих занятиях мы проводили беседы, рассказывали о национальных традициях, обычаях, праздниках. Учащиеся узнали много интересного о традиционных праздниках русского народа (Веснянка, Жаворонки, Вешнее Макошье (День земли), Русская Березка и др.), белорусов (Вождение куста, День матери, Дожинки, Семуха), казахов (Наурыз) и др.

Затем проводились специально разработанные для закрепления знаний учащихся игры. Например, после того, как младшие школьники познакомились с особенностями праздников других народов, мы подготовили и башкирский народный праздник «Пробы катыка».

В театрально-игровой форме зрителям поведали, как подоить корову, пропустить молоко через сепаратор, вскипятить молоко и приготовить катык. Дети с удовольствием пробовали свежий катык на вкус, отвечали на вопросы викторины и отгадывали загадки на молочную тему, играли в народные игры “Построй юрту“, “Тюбетейка”, “Толкачи“, “Догонялки“. Когда трава набирает силу и у коров увеличивается удой молока, девушки выходят к берегу реки. Праздник «Пробы катыка» имеет также значение в выборе самого красивого места, где девушки собрались без взрослых поиграть, порезвиться. Девушки договаривались о нарядах, о месте проведения игр, а также о том, что брать с собой на природу. Обычно это место было зараннее определено: для игр в прятки должны быть кустарники или большие камни, куда можно будет спрятаться. А у кого не будет, например катыка, то другая попросит у своей бабушки, чтобы подруге тоже отдали катык. Первоначально это были, очевидно, собрания девушек для совместного общения. Девушки брали с собой миски, ложки и др.

«Пробы катыка» в некоторых деревнях проводился таким образом: на неделе пробы проводились в середине деревни, на следующей неделе – на другом конце деревни. Приходила одна из бабушек, чтобы научить девушек тонкостям изготовления катыка. Девушки провожали друг друга, с ними же ходила женщина, следившая за порядком на играх в «Пробы катыка». Иногда родители предлагали провести игры специально, чтобы дать возможность поиграть, общаться на природе.

Младшие школьники выполняли проектную работу по проведённому мероприятию. Изучали историю кисломолочных продуктов и узнали, что все секреты и тонкости приготовления этого кисломолочного продукта уже более 2 тысяч лет передаются от старших поколений младшим. Изучили и предложили инструкцию приготовления кисломолочного продукта на каждый день. Катык можно приготовить со вкусом малины, вишни, смородины, земляники, черёмухи, мяты и других молочных продуктов. На занятиях узнали старинные рецепты изготовления кисломолочных продуктов и озвучивали при представлении проекта на VI муниципальном конкурсе «Юный исследователь». Дидактические и сюжетно ролевые игры помогали учащимся усвоить традиции башкирского народа, запомнить обрядовые действия праздников. Для представления праздника разучивали песни, танцы, скороговорки, загадки, частушки, стихи.

1. Абсаликова Ф.Ш. Игры и развлечения летнего периода у башкир в конце ХIХ — первой половине ХХ в. //Этносы и культуры на стыке Азии и Европы. Уфа, 2012. Нагаева Л.И.
2. Башкирские народные праздники, обряды и обычаи. – Уфа: Китап, 1999 Поленова Т. Самые удивительные обычаи и традиции народов мира. Ростов н/Д, 2011.
3. Р.М. Ураксина «Пробы катыка» 2013 г.
4. Энциклопедия современного школьника. Издательство «Махаон» Москва 2013г.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.