РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Модели поведения коллектива младших школьников в конфликтных ситуациях

Формирование и развитие ребёнка как личности – это сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов.

Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения [2].

Конфликт – это всегда очень сложный и очень многоплановый социальный феномен. Э. Гидденс английский социолог дал определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, представляемых каждой из сторон”.

Основными и ведущими моделями поведения в конфликтных ситуациях являются: «медведь», «сова» «лиса», «акула», «черепаха».

Бесконфликтное состояние – это недостижимая утопия, когда люди работают и взаимодействуют друг с другом в полной гармонии с самими собой и окружающими. И поэтому большинство усилий по полному устранению конфликтов оказываются безрезультатным. Необходимо перенести внимание с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Для представления наиболее ярких качеств и моделей поведения в конфликтах, каждую из ситуаций можно представить в виде образов тех или иных диких животных. Вот есть такие ситуации, при которых использование предлагаемых моделей поведения наиболее успешно и уместно.

Ранее обращали внимание на «разрешение» конфликтов, подчеркивая, что его можно, нужно и необходимо разрешить: достигнуть бесконфликтного состояния, т.е. когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими [4].

Однако практика показала, что очень много усилий по полному устранению конфликтов оказываются безрезультатными; конфликты, кроме негативной функции, способны нести и позитивное начало.

Предположим, что необходимо перенести внимание с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Одна из задач управления — научиться управлять всеми этапами конфликта.

Выделим следующие пять способов регулирования конфликтами:

  • Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов и потребностей в ущерб сопернику.
  • Приспособление, означающее противоположное значение соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого человека.
  • Компромисс (нейтральный вариант) [3].
  • Избегание, для него характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие роста к достижению собственных целей.
  • Сотрудничество – это когда участники ситуации приходят к соглашению , полностью удовлетворяющему интересы всех сторон.

При избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, возможны два варианта: или один из участников в выигрыше, а другой в проигрыше, или оба проигрывают, так как идут на уступки друг другу. Только одна стратегия –сотрудничество – приносит выигрыш двум сторонам.

Для наглядного представления наиболее значимых качеств и моделей поведения в конфликтах, можно каждую из этих ситуаций представить в виде образов тех или иных животных. Вот эти самые ситуации, при которых использование предлагаемых стратегий поведения наиболее уместно.

Приспособление («медведь»):

  • наиболее важная задача восстановления спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
  • предмет разногласий является более существенным для оппонента, чем для вас;
  • открываются все более сложные проблемные ситуации по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока необходимо упрочнить взаимное доверие;
  • необходимо признавать собственную неправоту;
  • утверждение своей точки зрения требует очень много времени и значительных интеллектуальных усилий и способностей;
  • вы понимаете, что итог для вас намного важнее, чем для другого человека.

Компромисс («лиса»):

  • у обеих сторон одинаковые убедительные аргументы;
  • необходимо время для устранения сложных проблем;
  • требуется принять решение при нехватке времени;
  • сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не всегда приводят к успеху;
  • обе стороны владеют одинаковой властью и имеют общие интересы;
  • вас может устроить временное решение;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не очень большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную цель;
  • компромисс позволяет сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете хоть что-то получить, чем потерять все[4].

Сотрудничество («сова»):

  • нужно найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме слишком важен и не допускается компромиссных вариантов;
  • основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение обширной информации;
  • необходима интеграция точек зрения , так же сближение мнений участников конфликтной ситуации;
  • представляется важным усиление личностной вовлеченности в деятельность и групповую сплоченность;
  • у вас есть время проработать возникшую проблему;

Игнорирование, избегание («черепаха»):

  • источник разногласий не столь важен и несуществен по сравнению с более важными задачами;
  • необходимо время, для того чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
  • изучение ситуации и поиск информации о природе конфликта представляется более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения;
  • предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является причиной других, более серьезных проблем;
  • напряженность слишком велика, чувствуется необходимость ее ослабления;
  • у вас мало времени для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
  • пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое ее обсуждение может только ухудшить ситуацию.

Соперничество, конкуренция («акула») [4]:

  • требуются быстрые и решительные меры в случае неожиданных и опасных ситуаций;
  • целесообразно при решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности в своей работе);
  • исход важен для вас, и вы делаете ставку на свое решение возникшей проблемы;
  • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и вполне очевидно, что предлагаемое вами решение является наилучшим;
  • –вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и что вам нечего терять.

Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д. [3].

Напротив, те модели, которые, в сущности, являются, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональных состояний в коллективе младшего школьника.

Особую роль в формировании конфликтной ситуации у детей играют положительные эмоции, которые стимулируют и развивают в некоторой степени и мотивируют деятельность ребенка. Это становится важным периодом, когда начинается обучение в школе. На данном этапе необходимо продолжать развивать в ребенке те качества личности, которые помогут ему смотреть на мир добрыми глазами и избежать конфликтных ситуаций.

Решить проблему формирования конфликтной ситуации младшего школьника возможно только с позиции внедрения в образовательный процесс технологических способов, специальных подходов, методов и игр. Все эти меры в совокупности сделают процедуру формирования конфликтной ситуации младших школьников продуктивной и результативной.

Список использованной литературы

  1. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев. – М.: Просвещение, 2005. – 67с.
  2. Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ А.А Бодалев. – М.: Аграф, 1986. – 126 с
  3. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. – 2002. – N 2. – С.14–20.
  4. Потанин, Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. –М.: Просвещение, 2006. – 114с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.