РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Шумит вода каспийская приветно,
Легенды и поверия храня,
Шагнув через века, столетья,
Приносим молодость мы в древние края.

На стыке каспийского побережья и бескрайних пустынь раскинулся суровый и загадочный край — полуостров Мангышлак: Вместе с тем на Мангистауском полуострове встречаются и зелёные оазисы, и маковые поля, и живописные ущелья. Это наша малая Родина.

Одна из главных задач, стоящих сегодня перед нами педагогами - воспитывать любовь к Родине, родному краю, своему народу. Окружающая обстановка незримо связывает детей с людьми, родными местами и оказывает решающее влияние на воспитание личности.

«Корни этого влияния на языке своего народа, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребёнок забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт». Мы считаем, что вопрос воспитания детей на казахских народных обычаях и традициях актуален как никогда, ведь мы взрослые, должны знать историю того места, где живем - в государстве Казахстан, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям, помнить о своих корнях, истоках, чтить память своих предков.

И наша с вами задача - воспитывать в ребенке чувство гордости за свою Родину, научить любить свой город Актау, родной край-Мангистау, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, звуки домбры, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа добра и красива народная. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»

На основе опыта работы нашего детского сада мы считаем возможным и необходимым выявлять и укреплять духовно-нравственные ценности наших детей с раннего детства.
В соответствии с этим работа построена таким образом, что на занятиях и других видах деятельности детей знакомим с тем, что у казахского народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности: народное творчество, символика, искусство, традиции, обычаи, обряды, народные игры и детские игрушки, пословицы, поговорки и загадки, которые широко используются в учебно-воспитательном процессе в игровой форме.

Много удивительных и мудрых традиций сохранила земля казахская. Трудно встретить казаха, который не знаком со смыслом таких понятий, как суйiншi - радостная весть, шiлдехана - рождение ребенка, бесік той - укладывание в колыбель, тұсау кесер - перерезывание пут, атқа міңгізу - посвящение в наездники, қонақ кұту - гостепреимство.
Все это воспитывает заботливое отношение к ребенку, (к братишке и сестренке) его здоровью и жизни, доброжелательность к окружающим, желание доставить радость окружающим, отзывчивость, уважение к национальной культуре, к людям, старшим по возрасту, мужественность, ответственность, воспитывать желание быть гостеприимными и внимательными, воспитывать дружелюбие.

Чтобы познакомить с этими обрядами, (а у нас в детском саду воспитываются дети разных национальностей), в каждой группе имеется казахский уголок сделанными руками педагогов и родителей, где дети могут поиграть с куклами, попить чай, встретить гостей. Традиции, являясь социальными отношениями, имеют не только воспитательное, но и познавательное значение. Все добрые, хорошие традиции казахского народа, идущие из глубин истории, должны вновь восторжествовать. Традиции казахов содержат правила, наставления, нормы поведения во многих жизненных ситуациях, представления о чести и достоинстве, красоте, истине.

Народ создал и передал через поколения богатейшее духовное наследие. Почитание старших, поддержка младших, оказание гостеприимства незнакомому путнику, способность без суда и тюрем находить справедливое решение в спорах, свидетельствует о том, что взаимоотношения казахов были основаны на принципах нравственности и гуманизма. Основа такого мировоззрения изначально была заложена в традициях, культуре и повседневном быту степняков.

Мы говорим детям, что Кочевники любили свою землю, море, горы, скалы, они воспевали их в своих песнях:

Край пустых, безжизненных просторов
И богатств подземных кладовых
Назван полуостровом сокровищ,
Вод каспийских нежно-голубых.

Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному.

Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму. И дети поют с удовольствием эти песни.

В далеком прошлом кочевники давали родным местам самые поэтические названия: Шеркала, Тамшалы, Голубая бухта, Тупкараган, Саура, строили памятники, некопроли покоряющие своей красотой и величием это: Бекет ата, Шопан ата, Караман ата, Сисем ата-пантеон батыров и много других, которыми богата наша мангистауская область.

Чтобы познакомить детей с историей прошлого и настоящего Казахстана, проводятся различные тематические занятия:

а) беседы,

б) рассказы о жизни казахского народа,

в) показ иллюстрации,

г) чтение художественной литературы,

д) театрализация,

е) праздники и развлечения.

Сказка – наиболее излюбленный детьми жанр. В сказках добро всегда побеждает зло, и оптимизм сказок очень нравится детям. Это такие сказки как «Алдар Косе», «Грубая благодарность», «Добрый и злой», «Лиса и коза», «Мудрая девушка» «Что вкуснее», «Дед Канбак», «Волк и баран». Эти сказки воспитывают в детях правдивость, доброжелательность, отзывчивость, учат быть умными и щедрыми.

Наших детей знакомим с устройством и убранством юрты, а также с войлочными изделиями, (как их изготовляют, из чего делают), украшающими юрту: тускиизы, текеметы, сырмаки, очень мягкими и теплыми, удобными для казахов, ведущих кочевой образ жизни. Дети узнали как использовались предметы для хранения посуды, а также чехлы для сундуков – абдре қап, и для мягких вещей – қоржын, асадал, шабадан и другую домашнюю утварь и предметы быта.

Дети знают о казахской национальной одежде ( камзоле, такия, саукеле, -женскиех головных уборах. Калпаком – мужской шляпой, шапаном – халатом и.т.д. При ознакомлении с убранством юрты, казахской национальной одеждой и посудой, отмечаем, что казахи жили в мире орнамента. Утварь, посуда, оружие- всё с любовью покрывалось орнаментом. На протяжении многих веков казахский народ сложил много ярких, глубоких по смыслу, обаятельных по образам устных художественных произведений.

Все это есть в группах детского сада и в кабинете казахского языка, у нас оформлены казахские уголки, где дети с удовольствием играют.

Дети учатся графически отражать элементы орнамента и украшать ими предметы быта, одежды, одновременно запоминая названия этих предметов на казахском языке. На занятиях дети разучивают песни о Родине, слушают рассказы о жизни казахского народа, знакомятся с правилами гостеприимства, казахскими пословицами и поговорками, которые имеют большое значение в воспитании детей.

Бала тәрбиесі – бесіктен. / Воспитание ребенка начинается с колыбели.
Отан отбасынаң басталады. / Родина с семьи начинается.
Туған жердей жер болмас, туған елдей ел болмас. / Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине.
Туған ел тұғырың. / Родная земля – твоя опора.

И дети запоминают и эти пословицы, которые трогают души детей волнуют их и способствуют искреннему разговору.

Таким образом, все наши мероприятия направлены на выявление духовно-нравственных ценностей: это любовь, истина, праведное поведение, внутренний покой, ненасилие.

В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей, но все они увлеченно и успешно входят в казахскую культуру. Соприкосновение с казахской культурой для детей других национальностей является органичным, интересным, и развивающим. Вот послушайте, что говорят дети о родном городе Актау: Ислам «Я живу в Актау и очень люблю наш город, потому что здесь, самое красивое море, в котором летом все мы купаемся», Юля: «Я люблю свой край Мангистау, здесь очень много красивых мест, где я была с папой и мамой, это Голубая бухта, впадина Карагие, Тамшалы».

Самое прекрасное на свете – это Родина! У каждого человека есть своя Родина и каждый любит ее. Наша Родина – Казахстан! Казахстан сегодня – это процветающее и независимое государство. Все мы одна большая многонациональная, крепкая семья. А что нас объединяет? Конечно ДРУЖБА. Ведь только дружба сплачивает нас вместе, помогает жить в мире с самим собой, друг с другом и другими народами.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Таким образом, в наше чрезвычайно ответственное время перед всеми дошкольными организациями, призванными заниматься воспитанием подрастающего поколения, стоят конкретные задачи – поднять воспитательную работу на более высокий, качественный уровень, в соответствии с веяниями времени. А это требует обновления системы воспитания с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта казахского народа, его многовековых традиций и обычаев. Традиции нашего народа не будут забыты – они найдут свое продолжение в этих добрых и участливых детских лицах.

Как хорошо в родном краю!
Мы всех счастливее на свете
На море птицы всем поют,
И с нами дружит теплый ветер!
Нас всех в стране любимой ждут
Походы, игры и науки.
И каждый шаг наш берегут
Страны заботливые руки!

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.