РАЗРАБОТКИ

Другие модули


К вопросу о выявлении параметров математических способностей

Коада Евгения Михайловна

В настоящее время в нашей стране, да и во всем мире стоит вопрос о процессе выявления и развития способностей у учащихся, в частности, математических.

Под математическими способностями будем понимать: «способность умелого преобразования буквенных выражений, нахождения удачных путей для решения уравнений, не подходящих под стандартные правила (т.е. вычислительные и алгоритмические способности); геометрическое воображение или геометрическую интуицию; искусство последовательного правильно расчленённого логического рассуждения» [1].

В России на данный момент проживают около 30 миллионов детей. Количество одаренных детей, с математическими способностями учащихся неизвестно. Но статистика показывает, что математически способные учащиеся в основном оказываются троечниками, а чаще двоечники. Ведь недаром японские ученые говорили, что главное не знание, а умение думать.

Проблема выявления гениев в каждой стране решается по-своему.

В России, например, существует ряд олимпиад для школьников, с помощью которых можно определить способность ученика. А также министерством образования проводятся конференции, где поднимаются вопросы о развитии таланта у одаренных детей. Итогом одной из конференции стало создание образовательных центров. На данный момент самым известным является «Сириус», созданный по инициативе президента Российской Федерации В. В. Путина в 2014 году в городе Сочи. Цель работы которого – развитие и дальнейшая профессиональная поддержка способных детей. С помощью таких проектов воспитывается будущее поколение во благо нашей страны.

Многие ученые из разных стран посветили этой теме большую часть своей жизни. Одним из таких является профессор Джулиан Стэнли из Университета Джонса Хопкинса уже в течение 45 лет фиксирует достижения американцев, чьи результаты вошли в 1% лучших в стране по математическому разделу SAT. (SAT - это математический тест для приёма в высшее учебное заведение США). Ребята, входившие в этот 1%, в дальнейшем становятся выдающимися академиками, руководителями крупнейших корпораций, федеральными судьями, сенаторами и миллиардерами. Но нигде не указано, что эти, так называемые вундеркинды, были отличниками в школе, техникуме, вузе. Так, например, известны писатели как Антон Чехов, Александр Пушкин, Иосиф Бродский плохо учились в школе, но это не помешало им стать авторами гениальных и известных произведений. Таким же ярким примером являются Исаак Ньютон, Томас Эдисон, Сергей Королев, Билл Гейтс и другие. Если углубится в историю Ньютона по созданию книги «Математические начала натуральной философии», то будет понятно, что именно научный руководитель Эдмон Галилей уговорил Исаака опубликовать его «общую теорию движения».

Таким образом, без поддержки не всегда можно реализовать свои возможности.И многие достижения выдающихся людей появились благодаря своим научным руководителям, преподавателям, учителям.

Многие педагоги задаются вопросами:

  1. Как же найти математически способного учащегося в классе?
  2. Какие составляющие или какие параметры математической способности обеспечивают полноценную математическую деятельность?

В данной статье отметить лишь некоторые из них: обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении; предельная скупость, суровая строгость мысли и ее изложении; стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений; привычка к полноценной логической аргументации; склонность находить логический и математический смысл во всех проявлениях действительности; геометрическое воображение или «геометрическая интуиция», математическая память и др. Одним из средств для выявления указанных параметров используют часто логические задачи занимательного характера.

Анализ собственного опыта показал, что для начала необходимо провести дополнительное занятие, где каждому ученику предоставляется возможность продемонстрировать свои способности.

Например, раздать разработанные самим учителем задачи или олимпиаду за прошлые годы. После прохождения проверок, в классе выявилось четыре человека, которые справились с тестированием намного лучше остальных. Двое из этих ребят троечники, один хорошист и один отличник. На дом им были заданы еще несколько задач с целью убедиться в их способностях. После этого шага из четырех человек осталось двое троечников и отличник. Следующим этапом было сотрудничество с родителями учеников, где предлагалось записать ученика на кружок или перевести в школу с математическим уклоном.

Но есть и другая ситуация, когда не математических кружков и нет возможности перевести в другую школу. Тогда преподаватель берет инициативу в свои руки.

Для начала необходимо найти индивидуальный подход к ребенку, тем более к троечнику. Его нужно заинтересовать и вовлечь его в это дело. Учащийся не будет заинтересован, если сам учитель не будет увлечен этим делом. Так же в гимназии №18 г. Краснодар нами проводились кружковые занятия для развития способностей. Были разработаны кружковые занятия на 50 часов, рассчитанные на три четверти. На каждом из занятий решались логические задачи занимательного характера: переливание воды с использованием посуды различной ёмкости, взвешивание на чашечных весах, комбинаторика: правила сложения и умножения при подсчете числа вариантов, принцип Дирихле, начало теории графов: число рёбер, эйлеровы графы.

Решению любой из указанных задач способствует сложная мыслительная деятельность: процессы анализа и синтеза, обобщения и сравнения, абстрагирования, аналогии и другие мыслительные операции.

Одним из заданий было необходимо придумать ребус для своего соседа по парте. Ученики были увлечены этим делом и среди работ находились уникальные и нестандартно построенные ребусы. Исследование показало, что творческие идеи большинство рождались у мальчиков, которые не особо успевали по школьной программе. Троечники подходят к учебному процессу творчески, оригинально и их ориентир направлен не на успеваемость. Перед тем, как беспрекословно выполнять все законы системы образования, они всегда хотят понять необходимость и полезность того, что им предлагается. Они редко выполняют домашнее задание, поэтому заранее рассматривают на перёд каждый шаг и заранее знают, что сделают. Такие незначительные вещи формируют у них умение мыслить и находить наиболее простые выходы из ситуаций. Отметим, что средства интерактивных технологий также способствуют выявлению некоторых параметров математических способностей. Например, использовать интерактивные задания: оформленные логические задачи занимательного характера средствами SMART Notebook [2]. «Интерактивные электронные дидактические пособия позволяют сделать обучение не только более качественным, интересным и продуктивным, но и способствует формированию математических представлений у учащихся…» [4].

К сожалению, педагоги не всегда могут обнаружить в классе вундеркинда, а если находят, то в дальнейшем не знают, как их развивать и как найти к ним подход. Нередко учитель проявляет неуверенность в способностях того или иного ребёнка. Иногда педагог даже просто не хочет признавать одарённость ученика или наоборот существенно переоценивает его возможности. Чтобы такого не происходило, конечно же, необходимо задумываться и при обучении самих будущих учителей математики, поднимать вопрос на методических и педагогических дисциплинах. Отметим, что необходимо затрагивать вопрос и об «инновационных средствах дидактики» [3], в частности, компьютерных.

В заключении отметим, что проведение кружковой работы по решению логических задач занимательного характера позволяет: обнаружить умение учащихся делать выводы из условия задачи – «слепой синтез»; проследить деятельность типа «синтез через анализ»; выяснить, умеет ли учащийся с самого начала наметить стратегию решения; сформировать умение проводить аналогию.

Список использованной литературы:

  1. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике – М.: ООО Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. – 432с.
  2. Баракина Т.В., Иванова О.В., Поморцева С.В., Федяинова Н.В. Применение интерактивной доски в начальной школе и в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. Омск: ОмГПУ, 2013. 96 с.
  3. Иванова О.В., Архипова А.И., Грушевский С.П. Совершенствование профессиональной деятельности студентов в области инновационной компьютерной дидактики // Научные основы современного прогресса. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: ООО «Омега Сайнс». 2016. С. 194-196.
  4. Иванова О.В. Интерактивное дидактическое пособие как одно из средств формирования у дошкольников конструктивных умений // Дошкольное воспитание. 2014. - №12. С.76-81
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.