РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Экологическое воспитание и образование младших школьников

Природа - это вселенная с существующим в ней органическим и неорганическим миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочки Земли - в биосфере, составной частью которой являются живые существа - мир растений и животных, человек.

Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно.

Природа - источник материальных и культурных благ человека.Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений вызывает чувство радости и дает огромное наслаждение. Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу, тем больше мы начинаем любить ее.

Природа истощается. В связи с бурным развитием техники загрязняются воздух, вода, исчезают ценные животные и растения. Это волнует все человечество. Долг живущих на Земле людей - сохранить всю красоту и богатства природы для будущих поколений.

В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач стоящих перед педагогами - воспитать любовь к родине, а значит и бережное отношение к родной природе. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.

Еще И.М.Сеченов писал о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И.П.Павлов это свойство назвал рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов.

Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка?

Да потому, что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. Ребенок знакомится с природой еще до того, как произнес свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать еще не познанное и незнакомое. По словам В.А.Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства. Нужно прививать ему эти чувства с детства.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.

Его результатом должно быть не толькоовладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства.

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что XXI век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды» в отличие от завершившегося второго тысячелетия – «столетия экономики». А это означает, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру. В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека – общий или экологический – есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного.

Изложенные выше факты определили тему моего доклада – «Экологическое воспитание младших школьников».

Актуальность. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного отношения к природе, осознание важности ее охраны и формирование экологической культуры.

Объект исследования. Организация учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию и образованию школьников.

Предметом данного исследования явилось проведения уроков и внеклассных занятий по экологическому воспитанию.

Цель исследования – теоретическое обоснования и практическое доказательство осуществления экологического воспитания при реализации межпредметных связей.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучения педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования.
  2. Выявление значимости роли межпредметных связей в воспитании детей.
  3. Анализ результатов педагогического эксперимента.

В качестве гипотезы исследования послужило следующее предположение: представленные методические рекомендации, организованные в урочной и внеурочной форме по межпредметным связям, позволяют заложить хороший фундамент для дальнейшего формирования экологической культуры у младших школьников.

В ходе исследования были применены следующие методы исследования:

  • анализ литературы, документов и статистических данных по теме;
  • наблюдение за учебно - воспитательным процессом в начальных классах;
  • анкетный опрос учащихся.

Научная новизна исследования заключается в предложении методических рекомендаций и попытка передать опыт школы в организации учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию и образованию школьников.

Практическая значимость данной работы в том, что предложенные рекомендации могут быть применены в практике учителем начальных классов.

Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры. Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.

Основные пути решения экологической культуры младших школьников:

а) интеграция естественнонаучных и общественно-гуманитарных знаний;

б) формирование экологического сознания и мышления нравственно-этического восприятия природы;

в) непрерывное воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, начиная с дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проведена на базе начальных классов Тюбинской средней школы Намского улуса Республики Саха (Якутия).

Цель опытной работы: выявить уровень экологического воспитания до начала и в конце исследования определить модель системы экологического образования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась по следующим направлениям:

  • изучения уровня экологической воспитанности в начальных классах до внедрения разработанной модели экологического образования и после применения.
  • создание модели системы экологического образования в начальных классах и организация наблюдения за педагогическим процессом.

Нами были намечены следующие задачи:

  1. Выявить у учащихся уровень экологической воспитанности.
  2. Организовать и апробировать в практической учебной деятельности модель системы экологического образования.
  3. Сравнить полученные результаты и сделать вывод об эффективности разработанной модели экологического образования учащихся.

Методика исследования состоит в проведении контроля знаний и умений, отслеживании качества фактического усвоения материала учащимися до проведения педагогического эксперимента – констатирующий этап. И соответственно такого же контроля в ходе педагогического эксперимента, в которой внедрена модель системы экологического образования.

Диагностика уровня экологического образования проводилась в форме тестирования. Ученикам предлагалось ответить на 20 вопросов. Оценивание результатов происходило по количеству набранных баллов. В зависимости от количества набранных баллов определялся уровень экологической воспитанности учащихся. Для эксперимента были привлечены 2, 3, 4 классы.

По результатам анализов диагностики мы определили уровень экологической воспитанности учащихся 2- 4 классов (всего 21 человек).
Исходя из полученных данных, нами разработана модель внедрения экологического образования во 2-4 классах Тюбинской средней школы. Цель: создание условий, способствующих самореализации и личностному росту; становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, основанное на осознанной необходимости стремлению к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующим и предупреждении новых экологических проблем.

Принципы формирования экологической образованности младших школьников: открытость, адаптивность, системность, доступность.

Педагогические условия реализации модели: создание гибкой системы экологического образования, ориентированной на младших школьников:

  • Межпредметная интеграция
  • Дополнительное образование (кружки, внеклассные занятия)
  • Деятельность, направленная на эмоциональное восприятие природы (экскурсии, беседы, ролевые игры, инсценировки ).

Целью межпредметной интеграции является развитие экологического образования через систему уроков. Нами разработаны примеры проведения уроков, направленных на экологическое образование учащихся начальных классов.

Познавательно – развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это – театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры.

В результате такой работы наблюдается положительная динамика эмоционально – чувственного восприятия природы, повышается уровень творческой активности детей, растет потребность в здоровом образе жизни. Таким образом, разработанная модель системы экологического образования включает в себя комплексную работу: начиная с интегрированных уроков и заканчивая внеклассными занятиями. Контрольный этап опытной работы позволил выявить эффективность внедрения модели системы экологического образования. Сопоставляя и анализируя результаты диаграммы, мы отмечаем, что количество учащихся имеющих низкий уровень снизился на 9%; количество учащихся имеющих средний уровень снизился на 4,8%; количество учащихся имеющих высокий уровень повысился на 14,7%.

В результате нашей опытно-экспериментальной работы мы сделали следующие выводы:

  1. Экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
  2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
  3. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
  4. При проведении интегрированных уроков у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

Выполнила: Никонова Кира Владимировна, учитель начальных классов.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены