РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Семья и школа - проблема взаимоотношений в современном мире."

Конкурсная статья "Семья и школа - проблема взаимоотношений в современном мире." Лобанова Галина Рафаэлевна 
МБОУ СОШ № 6 г. Азнакаево, 
учитель истории и обществознания.

В условиях скорых и масштабных изменений всех сторон жизни современного общества, все яснее становится значение семейного воспитания. Никто не будет спорить, что основы личности ребенка, его первый жизненный опыт приобретается именно в семье. Семья - воспитательный коллектив, воспитание её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. Две половинки одного целого, две важнейшие составляющие на пути становления личности ребенка, это – семья и школа. 

Проходят эпохи, года бегут, сменяя друг друга, а эти вечные направляющие продолжают помогать обрести почву под ногами все новым и новым поколениям. В этом заложен глубинный смысл. С древности до наших дней ребенок получает в школе образование, а семья закладывает основы воспитания. Но и школа воспитывает, а семья может восполнить пробелы в образовании. Конечно, это идеальная картина. К большому сожалению, с каждым годом растет число семей, которые не только не могут воспитывать ребенка, но и не могут, а порой и не желают, обеспечить нормальные условия жизни. 

Задумайтесь, в какие условия должна попасть детская душа, чтобы за год к ребенку прочно прилепилось клеймо «трудный подросток»? Не наша ли в том вина? Не досмотрели, не услышали, не поняли. Результат на лицо. Маленький, еще не имеющий
жизненного опыта человек получает первые жизненные уроки, но какой ценой они достаются ему? Неверие в собственные силы, никчемность и беспомощность часто становятся верными спутниками таких детей. Жизнью доказано, если попадется на пути
«трудного» хороший человек, ребенок почти всегда имеет шанс выправиться. Ему так мало надо, чуть поддержи его, он в долгу не останется, горы свернет! 

Дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Это период становления личности ребенка затрудняет его взаимодействие с окружающим миром. Школьник еще не научился быть ответственным и самостоятельным, отвечать за себя и свои поступки. 

Опыт показывает, что большая часть «трудных» - это дети из социально неблагополучных семей. Здесь школа порой бывает бессильна. Бьемся над проблемой, объединив усилия, результат, в ряде случаев, оставляет желать лучшего. К сожалению, у родителей часто не хватает времени поговорить с ребенком, помочь ему учиться. Тогда пустоту общения должна занять школа. Учитель становится для ребенка проводником не только в мир знаний, но и его наставником, другом и советником. Таковы реалии современной жизни. 

Главное в творчестве учителя состоит в том, что учитель сам постоянно находится в творческом поиске, ищет новые способы и методы реализации своей миссии. Только занимаясь самообразованием, учитель может учить и образовывать подрастающее
поколение.

Учитель сегодня, прочим, как и всегда, не только обучает. Он подчас заменяет ребенку семью, родителей. Не в материальном плане, конечно. В плане духовной близости. Почему так происходит? Главная причина, я думаю, кроется в том, что сегодня среди родителей мало педагогически грамотных людей.

Но выход есть - родительские собрания. Здесь учитель может заполнить вакуум, расширить педагогический кругозор родителей. Если сложится коллектив родителей и классного руководителя – полдела сделано! Сегодня огромный выбор методов и методик проведения родительского собрания, и все они дают возможность установить контакт, тесную связь между родителями и
учителями. Это тестирования, беседы. Можно организовать обсуждение проблемы «за круглым столом», практикум, обмен опытом семейного воспитания, ответы на заранее заданные вопросы.

Особенно выручает упражнение «Встань на место ребенка». Как трудно родителям видеть себя со стороны. Бывает и не соглашаются и негодуют. Но чаще всего благодарят за уроки, и отношения с детьми в таких семьях становятся более спокойными. Родители после подобных занятий словно вспоминают себя молодого и уже не так критично оценивают поступки своих чад.
В чем проблема сегодняшнего образования? Мы перестраиваем и перестраиваемся сами, продолжаем догонять страны Запада по уровню и качеству образования, забывая при этом, что они во многом копируют то, что было у нас еще до революции. А самое главное, опираются, прежде всего, на семейные ценности и традиции. Большое внимание уделяется и формированию мировоззрения ребенка. Детям дается множество возможностей и для творчества и для эстетического развития, их не загружают непомерными домашними заданиями, знаниями, которые могут и не пригодиться.

Ребенок должен сам для себя сформулировать свое предназначение в жизни. 

На ум приходит притча о мудром проповеднике, которому сын мешал сосредоточенно изучать Писание. День был дождливый, ребенок скучал. Скоро отец не выдержал капризов и дал ему страницу из старого журнала, на которой была изображена карта мира. Проповедник бросил карту на пол, предварительно разорвав ее на маленькие клочки.

Он подумал, что это занятие займет у ребенка все утро, но уже через полчаса сын снова окликнул отца. Проповедник был очень удивлен тому, как грамотно и точно сын собрал карту.

Он спросил сына:

-Как ты смог так быстро справиться с этой картой?
-На обратной стороне я увидел изображение человека и собирал его. Ведь если человек собран верно, то и мир будет правильным.

Мы, взрослые, часто возвращаемся в своих воспоминаниях в свои детские годы. Эти воспоминания для многих из нас самые памятные и светлые. Впереди целая жизнь, рядом молодые и любящие родители – что может быть лучше? Еще Достоевский сказал, что детские воспоминания, порожденные тесным и близким контактом с родителями, это наши верные спутники на всю жизнь. Был в моей школьной жизни такой случай. На классный час были приглашены родители одной моей ученицы. Эта давняя традиция в нашей школе. Родители по очереди проводят классные часы. О чем они рассказывали? О себе, о своей семье, о том, как они познакомились и как создали семью. Этот классный час проводили мы в мае, и беседа была приурочена ко Дню любви и верности.

Многие скажут, что беседы эти несвоевременны и детям не интересны, более того, найдутся те, кто обвинит меня в развращении детей. Мол, это им рано, да и не нужно совсем. А я не согласна. Такие беседы помогают сплотить родительский и детский коллектив, показать лучшие стороны друг друга. Ведь и школа, и семья, я думаю, базируются на самом главном – любви и уважении к личности другого человека. Без этого невозможно воспитать человека. Почему сегодня дети замкнуты, недоверчивы и все более отдаляются от своих родителей, сверстников? Они не могут найти общий язык, грамотно строить общение. Виной тому семья и школа. Мы отдали наших деток компьютерам и Интернету. Сидит себе, не мешает и хорошо. Меж тем, все мировое сообщество возвращается к давно забытым традиционным урокам и семейным ценностям.

Надо стараться, чтобы воспитанник почувствовал: возможность стать человеком у него есть, учитель в это верит и обязательно поможет. Никакой фальши, и ни какой имитации чувств в отношении с детьми я не признаю! И особенно не признаю двойной морали. Бывали случаи, когда дети в недоумении рассказывали о том, как стали свидетелями лжи родителей. Либо требования в
семье предъявляются только детям, а родители ими же установленные правили, нарушают. Это прискорбно.

Вторая сторона проблемы – это определенное и ничем не прикрытое лицемерие старших, их двойственные мерки в подходе к воспитанию своих и чужих детей. Подростки остро чувствуют притворство взрос-лых. Примером тому может служить внушения родителей, что курение и алкоголь - это плохо. В то же время он не может не видеть их снисхождение к этим явлениям, когда дело касается их самих. В этом случаи школа исправляет ошибки родителей. Часть родителей считает: «Привел ребенка в школу и все, с меня довольно. Пусть воспитывают и обучают. Мое дело накормить, обуть, одеть». Эти семьи особая боль. Дети там растут скрытыми и раздражительными, их энергия часто направлена не в то русло.

Не сделав семью союзником школы, трудно достичь успеха в воспитании детей. Стараюсь убедить родителей детей, что воспитание детей начинается с собственного самовоспитания. Проблемы современного общества налицо. О них много говорить не стоит. Жизнь никогда не была легкой. Но против негатива у нас, родителей и учителей, есть главное оружие – это любовь, доверительные отношения и вера в ребенка. Ведь мир становится пугающим тогда, когда «не греют родные стены», когда дом отвергает, когда в домашнем мире нет мира. Страшно ребенку идти туда, где он лишний, ненужный и потерянный. Плохой родитель и плохой учитель смогут убить то хорошее, что есть в человеке.

Еще древние педагоги говорили, что возможно ребенок не запомнит ваш урок, но он запомнит ваше отношение к себе.
Если родитель или учитель позволит отозваться о ребенке плохо, высмеет его поведение или поступок, возможно, это приведет к плачевным результатам в будущем. А если похвалит или приведет в пример – это запомнится маленькому человечку и вернется сторицей.

Еще одна актуальная проблема современного воспитания и образования – это патриотическое воспитание. Тесно связано оно с семьей и школой. Воспитать патриота и гражданина нелегко. Сделать это возможно, но только объединив усилия семьи и школы. В истории нашей Родины много героических и горестных страниц. Каждый год в нашей школе проводится митинг, посвященный подвигу учащихся школы, участников войны в Афганистане Евгения Иванова и Николая Кондаурова.

С живым трепетом мальчишки и девчонки слушали историю подвига, который совершили молодые парни. Погибли, но ценой своей жизни спасли других. Были пламенные слова участника войны в Афганистане. Они дошли до сердца каждого. Лучшие ученики школы несли вахту памяти у стенда, посвященного Николаю Кондаурову. 6 декабря, в день Героя России нашей школе было присвоено имя Н. П. Кандаурова.

Это результат многолетнего труда по гражданско-патриотическому воспитанию с учащимися и родителями школы. Дети и родители гордятся тем, что школе присвоено имя героя.

Школа и семья это дом, где ребенок получает первые жизненные установки, нравственные идеалы. Вот почему дом, не способный их дать, неблагополучен.

Древняя притча гласит:

Пришел человек к Илье пророку с просьбой объяснить, где Ад, а где рай. Илья – пророк привел его к дворцу. В первой комнате стоял котел с супом. Везде были, голодные и худые. Пытаясь, есть суп большими ложками, толкались, обливались варевом. Голодные оставались голодными. В другой комнате люди ели спокойно, не торопясь, не толкаясь. Отдавали лучшее соседям. «Вот как выглядят Ад и Рай» – сказал пророк.

Так и в деле воспитания и образования, мы не должны «толкаться» и мешать друг другу, а напротив, делать общее дело, не спеша, помогая и поддерживая. Воспитание и образование - единый процесс. Семья и школа должны помогать друг другу.

Лобанова Галина Рафаэлевна16.10.2013 9977 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 7
avatar
0
1

Это Вам спасибо за поддержку и теплые слова!
avatar
0
2

очень своевременная статья!
avatar
0
3

Спасибо за поддержку!!!
avatar
0
4

Молодец, Галина!
avatar
0
5

Ваш отзыв очень важен для меня!
avatar
0
6

Перед учителями сегодня стоит большая задача по патриотическому воспитанию школьников. Эту работу нельзя оценивать только по количеству проведенных мероприятий и отчетов, многое зависит от учителей, которые с душой будут относиться к своей работе. К сожалению, сегодня идут массовые сокращения, слияния, уплотнения и закрытия школ, которые не благоприятствуют созданию благоприятных условий для воспитания школьников.
avatar
0
7

Спасибо.Многое зависит от учителя.
avatar