РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Родительский комитет класса как одна из форм участия родителей в жизни классного коллектива".

Конкурсная статья "Родительский комитет класса как одна из форм участия родителей в  жизни классного коллектива". Козлова Светлана Анатольевна, 
МБОУ Черкутинская ООШ им. В.А.Солоухина, 
учитель русского языка и литературы. 

В первоначальном налаживании и развитии согласованной работы школы с семьёй особую роль призван играть учитель начальных классов. Следует учитывать, что время обучения детей в начальной школе наиболее благоприятно для активного взаимодействия школы и семьи. Первое знакомство с родителями будущих первоклассников надо начинать ещё в детском саду, наблюдая за тем, насколько активно родители принимают участие в жизни своих детей. Поэтому в сентябре учитель начальных классов встречает родителей как старых знакомых. Теперь главная задача – заинтересовать школьной жизнью, привлечь родителей к внеклассной работе. Первое родительское собрание проводится после того, как дети проучатся в школе две недели.

На нём родителям предлагается анкета следующего содержания:

  1. Чем Вы можете помочь в оформлении классной комнаты?
  2. Чем можете помочь в накоплении и оформлении иллюстративного материала, в печатании карточек, подготовке пособий, раздаточных материалов?
  3. Каким может быть Ваше участие в дежурстве по школе, уборке помещений, в ремонтных работах?
  4. Каким может быть Ваше участие в трудовом воспитании и первоначальной профессиональной ориентации коллектива класса?
  5. Какой может быть Ваша роль в организации экскурсий и культпоходов?
  6. Чем Вы можете быть полезными в подготовке детского праздника?
  7. Каким может быть Ваше участие в физкультурно-оздоровительной работе: прогулки в лес, походы на лыжах, поездки в бассейн?
  8. Что вы можете предложить в целях сплочения и обогащения жизни детского классного коллектива?
Опираясь на эту анкету, учитель строит работу с родителями. Здесь же выбирается родительский комитет. Это энтузиасты, озабоченные тем, чтобы дети хорошо и успешно учились и отдыхали с пользой. Члены родительского комитета привлекают остальных родителей к активному участию в жизни класса, особенно во внеклассной работе. Родительский комитет работает согласно Положению о классном родительском комитете по своему плану.

На протяжении первых двух месяцев учёбы родительский комитет под руководством учителя изучает условия быта и проживания в семье каждого ребёнка, чтобы знать, чем он занимается дома в свободное время, есть ли условия для учёбы и отдыха, следят ли родители за воспитанием ученика. Если в классе есть «трудная» семья, то члены родительского комитета вместе с классным руководителям держат её под контролем, регулярно посещают, беседуют по душам, оказывают поддержку и помощь моральную, а если надо, то и материальную. Иногда школьник без настроения ходит в школу или недобросовестно относится к учебному труду. И снова он на контроле родительского комитета.

Главная форма родительского всеобуча – это родительские собрания¸ в организации и проведении которых большую роль играют члены родительского комитета, в план работы обязательно включено посещение уроков и внеклассных мероприятий с последующим выступлением на родительском собрании о работе класса. Родительский комитет отчитывается о своей работе 2 раза в год на родительском собрании. Если у родителей возникают вопросы, они могут обратиться за разъяснениями к членам родительского комитета в любое время. Для разрешения проблемных ситуаций организуются индивидуальные консультации, на которых родители осознают и понимают, что им хотят помочь.

Одним из направлений работы родительского комитета является распространение лучшего опыта семейного воспитания. Всем нравится проведение собраний в форме круглого стола, где родители делятся своим опытом воспитания детей.
Родительский комитет организует родителей для изготовления дидактического материала и наглядных пособий. Это экономит время учителя. Также в ремонте классной комнаты под руководством родительского комитета родители полностью всё берут на себя: красят класс, моют окна, гладят и вешают занавески, приносят комнатные растения…

Вся внеклассная работа проводится под руководством родительского комитета. Во главе с ним другие родители принимают активное участие в подготовке праздников, вечеров, огоньков, конкурсов: шьют костюмы, готовят подарки-сюрпризы, делают призы и сувениры своими руками… Перед проведением классных мероприятий собирается родительский комитет, который предлагает классному руководителю помощь. Например, на Дне именинника одна из мам играла роль Печкина, другая подготовила игры, а остальные накрыли стол для чаепития. Подобные мероприятия становятся традиционными в жизни классного коллектива. Это могут быть интеллектуальные игры с родителями, вечер знакомства с профессиями мам и пап, праздники к 8 Марта, к 23 февраля, ко Дню птиц, прогулки в лес, однодневные походы. 10 лет назад член родительского комитета, библиотекарь по профессии, организовала клуб «Почемучка», который продолжает вести до сих пор.

Родительский комитет организует экскурсии, благодаря чему дети имели возможность побывать в городе Владимир (Палаты, планетарий, кукольный театр, кинотеатр), в городе Покров (музей шоколада, исторический музей, шоколадная фабрика), в городе Петушки (музей петуха), на зообазе в Леоново, в городе Москва (музей Востока, театр «Иллюзион»), в городе Суздаль (Спасо-Евфимиев монастырь, музей деревянного зодчества).

Проводимая внеклассная работа под руководством родительского комитета обладает значительным развивающим эффектом для всех её участников, так как, во-первых, устанавливается гармоничная взаимосвязь между учебной и внеучебной деятельностью младших школьников, что способствует реализации одного из основных принципов педагогики – единства обучения и воспитания; во-вторых, сплачивается детско-родительская группа, что особенно важно в ситуации дефицита семейного общения; в-третьих, улучшаются взаимоотношения детей друг с другом и с родителями друзей; в-четвёртых, развиваются творческие способности учащихся, их инициативность и самостоятельность. 

Такая целенаправленная, формируемая совместно внеурочная деятельность дарит и детям, и взрослым ощущение сплочённости, взаимных достижений и, главное, радостную, праздничную атмосферу, которая запомнится надолго.

Козлова Светлана Анатольевна16.10.2013 14611 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Что ж, работа с родителями у вас поставлена на широкую ногу. Могу сказать даже, что вы чересчур нагружаете родительский комитет, заставляя выполнять обязанности классного руководителя. А такая анкета, которую вы даете в начале года, просто вынуждает родителей помогать школе. Попробуй напиши, что не можешь ничем помочь! Сразу попадешь в разряд неблагонадежных родителей. Или попробуй потом отказаться от выполнения поручения учителя - ты же подал, фактически, заявку...
На мой взгляд (может, я неправа), родители в школе должны быть желанными гостями, но никак не исполнителями оброка и барщины. Такое отношение учителя к родителям может вызвать негативную реакцию, о которой дети дома обязательно узнают, и воспитательный эффект будет противоположен ожидаемому.
Несмотря на мое несогласие с вами, вам +1 голос! Пишете грамотно, доводите свою мысль до читателя превосходно, и это несказанно радует.
avatar