РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Проблемы взаимодействия семьи и школы".

Конкурсная статья "Проблемы взаимодействия семьи и школы".

Гекало Сергей Владимирович 
МБОУ ООШ №15 г. Темрюка 
учитель истории

Интересы современного мирового сообщества все более открыто ставят перед образованием цель - ликвидировать нехватку квалифицированных и образованных кадров путем раскрытия потенциала каждого ребенка. Сложившаяся в России за десятилетия обстановка привела к тому сто люди не готовы, а зачастую не желают, принимать те изменения которые происходят а обществе в последние годы.

Последние исследования ученых,- показали, что нынешних школьников отличает инфантильность, отсутствие целей, оторванность от социальных проблем, нежелание помогать семье, школе, обществу.

На мой взгляд, это вызвано в первую очередь нескоординированностью действий педагогов и родителей. Многолетняя педагогическая практика доказывает, что нельзя воспитать из ребенка: патриота, гражданина, нравственно и морально целостную личность без участия семьи.

Семья представляет собой малую социальную группу, которая основана на браке и родстве. Семья в своем развитии прошла неповторимый путь развития от родоплеменных форм общежития до современной семьи. Семейный уклад, неповторимый микроклимат имеют неоценимое значение для воспитания восприимчивого всесторонне развитого ребенка. В современном мире семья является основным источником сохранения национальной культуры и национальной духовности.

В начале ХХ века семья основывалась на принципах: самобытности, прочности, теплоты общения в семье. Семья являлась «колыбелью Цивилизации», хранилищем этнокультурных ценностей государства. До 1917 года семья, а не школа являлась основным источником образования и воспитания подрастающего поколения. Задача школы состояла лишь в том, чтоб дать знания ребенку.

Но с течением времени семья утратила свою ведущую роль в воспитании детей. Эта обязанность была возложена на учреждения образования и на педагогов. Это привело к тому, что воспитание было оторвано от реальной действительности, и ребенок из субъекта воспитания превратился в объект педагогического воздействия. Результатом такого воспитания как раз и является низкая активность молодежи, инфантилизм, потребительский образ жизни. Но самое страшное, что это приводит к обострению отношений, а следствие и отдалению детей от родителей.

В последние годы разрушены старые механизмы воздействия школы на подростков, а новые еще не разработаны. В тоже время некогда действенные методы воспитания через семью отброшены и не применяются. Все это привело к отделению части молодежи, деформации взглядов на семью, государство, образование, труд. Сформировался эгоистический, социально пассивный тип личности.

В первую очередь это относится к подросткам. Это вызвано тем, что при переходе от детства к взрослости у ребенка возникает потребность в самоутверждении в среде сверстников. При этом социальная неопытность подростка приводит к тому, что он, основываясь на своих ограниченных знаниях сделав какой либо умозаключение принимает его за реальность, которая обязательно должна привести к тем результатам, которые он планировал. Все это создает ряд особенностей, которые отражаются как на учебе, так и на других сторонах жизни подростка.

Современные исследования показывают сложность и многогранность отношений подростка с взрослыми. В подростках борется желание противопоставить себя педагогам, с ожиданием помощи и одобрения от взрослых. Для подростков принципиальное значение имеет признание его прав равными правам взрослых.

Процесс воспитания имеет две составляющие, с одной стороны это активность самого подростка, с другой стороны это целенаправленное управление этой деятельностью со стороны.

Как отмечает в своей книге «Психологические основы общественно полезной деятельности подростка» Д.И. Фельдштейн у человека развивается три вида активности - физическая, психическая и социальная. Под физической активностью принято понимать естественную потребность организма в движении и физических нагрузках. Психическая активность выражается в потребности познания окружающей действительности с одной стороны и самопознании подростка с другой стороны. Социальная же активность проявляется в потребности изменения либо поддержания жизненного уклада в соответствии с мировоззрением подростка. Но, безусловно, все виды активности тесно взаимодействуют между собой.

Именно в подростковом возрасте формируются способность к самостоятельности и свободному мышлению, а творческая деятельность становится потребностью личности. По мере своего взросления ребенок реализует свою социальную активность в определенной системе мотивов и интересов. Этот процесс состоит из потребности подростка в коллективном взаимодействии, участия в практической деятельности, целеустремленности, требовательности к себе, социальной ответственности.

Все вышесказанное приводит нас к выводу, что подростковый возраст это время повышенного внимания и контроля, со стороны школы и семьи и их постоянного взаимодействия. Так как родители несут ответственность за воспитание своих детей, необходимо разработать и внедрить систему тесного взаимодействия семьи и школы. Ведь без постоянной и всесторонней взаимопомощи семьи и школы невозможно достичь полного выполнения педагогических задач.

Семья способна оказывать на ребенка огромное педагогическое влияние, и чтоб это влияние не приносило вред, педагог обязан тесно контактировать с родителями и оказывать всю возможную помощь в процессе воспитания ребенка. При этом не стоит думать, что помощь учителя родителям это подмена домашнего воспитания общественным, напротив это их полная взаимодополняемость. Лишь постоянное взаимодействие педагогов и родителей даст возможность развиться у подростков нравственным качествам, желанию участвовать в общественной деятельности, исполнительности.

Учреждения образования, по моему мнению, останутся важным социальным институтом, который обеспечивает взаимодействие детей, родителей и общества. Школа в своей деятельности должна помогать родителям в получении педагогических и воспитательных навыков через семинары, консультации, лекции и конференции.

Как итог своей статьи хочу сказать, что воспитать целостного и всесторонне развитого, социально активного и сознательного подростка возможно лишь в тесном взаимодействии школы и семьи, соблюдая принципы взаимного уважения и терпения.

Гекало Сергей Владимирович16.10.2013 9920 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar