РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Семейная педагогика"

Конкурсная статья "Семейная педагогика" Кушнарева Ирина Ивановна 
учитель биологии
МБОУ СОШ № 7 г. Гулькевичи


«Существовала некогда пословица
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет».

Эту статью, я мечтала написать давно. Как учитель, просто как родитель. У теоретически подготовленного читателя может всегда возникнуть вопрос: «Да существует ли проблема, семья и школа, а есть ли она семейная педагогика?».

В. А. Сухомлинский писал, что «педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей». У меня двадцать лет педагогической деятельности и сейчас, я могу определенно сказать, что все самые важные процессы личностного образования происходят в семье – все начинается с родителей.

Часто мы говорим: «семья и школа», «совместные усилия семьи и школы». Но ведь семья – это, если хотите, школа. И весьма, своеобразная. Она самая ранняя в жизни ребенка. В ней нет расписания занятий и звонков, любимых и нелюбимых предметов, контрольных работ, выпускных экзаменов. И хотя в нее не войдешь утром со звонком, бываем мы в ней ежеминутно. А экзамены в ней, пожалуй, сложнее, чем ЕГЭ в обычной школе, - экзамены на культуру чувств.

Попытаюсь вместе с Вами совершить небольшую экскурсию в нашу с вами «лабораторию» семейного воспитания, представляющую собой сложный, постоянно развивающийся творческий процесс. Положа руку на сердце, скажите откровенно: кто любит, чтоб его воспитывали? Все мы, и взрослые, и дети, не любим, чтоб нас воспитывали. А тем более, когда нам родителям или учителям делают замечания наши с вами дети и ученики. Вспомните свою реакцию?

Как известно, воспитание любого качества ребенка начинается с вызова к этому качеству положительного отношения. Для того чтобы воспитать ребенка, необходимо так организовать его деятельность и общение, чтобы желаемые качества получили возможность для развития. А.С. Макаренко писал: «…Я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий группу привычек». Давайте задумаемся над этими словами. В какой мере наш с вами реальный семейный уклад создает необходимые условия для формирования тех качеств, которые мы хоти видеть в собственном ребенке – трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности и др.

Воспитание формы поведения притягивает нас родителей, учителей к своеобразному «слежению» за ребенком, учеником. Я думаю, у каждого возникала мысль, о чем сейчас думает ребенок, какие контакты у него на телефоне, каким образом он общается в мире Интернета. Здесь конечно мы осторожничаем, боимся нарушить права личной свободы ребенка, Спору нет, для взрослых такая форма поведения – вещь полезная и нравственная. Но ведь ребенок иногда, а может и всегда начинает пользоваться такой «нравственностью». В общем, нет здесь ничего плохого, поскольку свобода в общении раскрепощает детей, раскрывает разные стороны жизни. В этом смысле воспитание - это всегда вызов определенного переживания у взрослых.

Если говорить об организации учебной деятельности ребенка в семье, то, очевидно, самое главное – приучить его к систематическому самостоятельному учебному труду, вызвать потребность в нем. Не заставить учиться, а сформировать вкус к самостоятельной учебной деятельности. А здесь необходимо непосредственное родительское участие. Моя старшая дочь студентка, и ей уже не надо говорить, как она должна добывать знания, а вот младшая девятиклассница уже с первых дней учебы в девятом классе почувствовала психологическую нагрузку на себя в форме постоянных нравоучений со стороны учителей и конечно нас. В классе как обычно говорят о всех в общем, но каждый ребенок преломляет все на себя. Представьте себе внутреннюю психологическую позицию неуспевающего ребенка: по физике – плохо, иностранному – неважно, по математике – ничего не понимает, учителя ругают, дома не жалую – и надо каждый день идти в школу. Полный эмоциональный дискомфорт. Махнет такой ученик «мученик» на все рукой и скажет про себя: «Будь что будет». А сильный успешный ребенок после таких нравоучений, вообще махнет рукой и скажет: «Неужели у меня никаких успехов в учебе?». Этого-то и нельзя допустить. Надо помочь ребенку разобраться в тех или иных сложностях, а не оставлять его один на один с собственными неудачами. И если родители спокойно, без крика помогут сыну или дочери последовательно «раскрутить» образовавшийся клубок проблем, выделят среди них главные и второстепенные, наметят совместно последовательность их решения – тогда и произойдет то, что называется воспитание.

Хочется обратить внимание родителей еще на один вид существенной для ребенка деятельности – духовный. Как приучить ребенка к тому, «что душа обязана трудиться»? Ведь это так необходимо, ибо нет ничего страшнее на свете, если человек не нашел себя в жизни в духовном плане.

Вспоминаю очередное родительское собрание… Вот уже два часа мы обсуждаем мальчика, спокойного, я бы сказала вяловатого, который получает двойки по математике (6 класс) и систематически опаздывает на первый урок. Энергичная родительница пытается построить разговор конструктивно:
- Так, ну вот ты приходишь домой из школы, что ты делаешь?
- Ем.
- Ну, хорошо, поел. Потом что делаешь?
- «сижу в интернете»
- Расскажи подробнее: как ты отдыхаешь?
- Ложусь на диван, беру телефон и « сижу в интернете»…
- Ну и что?
- Слушаю музыку в наушниках.
- И сколько ты ее слушаешь?
- Не знаю… ну… часа три…!
- И что ты в это время делаешь?
- Не знаю, балдею.

С точки зрения родителя и учителя такая бездеятельность, пустота интересов, созерцательность, неактивность, отсутствие стремления проявить себя – вот что оно в себе воплощает и с чем надо бороться. Ибо это – болезнь души, имя которой в будущем – равнодушие и позиция «моя хата с краю, ничего не знаю» в данном аспекте воспитания не уместна. И если мы хоти действительно воспитать активную жизненную позицию у ребят, то начитать надо прежде всего с борьбы с этим «балдением».

К сожалению, в нашу речь в последнее время все чаще вплетается «черное слово» - проще говоря, ругань. Вы наверное, обратили внимание на то, что даже вполне интеллигентные люди в обычной беседе употребляют не совсем цензурные выражения. Писатель И. Герасимов справедливо пишет: «Оглянитесь вокруг, прислушайтесь в магазинах, в метро, в кафе… Вплетаясь в речь, сквернословие не вызывает ни ярости, ни гнева, ни возмущения, оно становится обыденностью, постепенно завоевывая свое право на существование, и мы начинаем к этому привыкать. Возражать, протестовать, бороться? А ну-ка попробуйте! Тотчас попадете в разряд или ханжей, или людей провинциальных, отсталых, не понимающих подлинной вольности нынешних передовых нравов». Часто брань звучит в семье, деформируя её психологический климат.

Вежливое слово в семье – «пожалуйста», «спасибо», «как ты себя чувствуешь?» и другие – как много оно значит и как трудно порой его из нас вытянуть! Все это как будто мелочи, но они создают в семье тот незаменимый климат вежливости, который формирует характер. Хотя А.С. Макаренко предостерегал от различных видов ложного родительского авторитета подавления, расстояния, когда ребенка постоянно держат на дистанции и выступают по отношению к нему как начальники: авторитета чванства, педантизма, бюрократизма в семье, когда детская жизнь «заедается» конфетами, назиданиями; авторитета любви, когда на каждом шагу ребенку стремятся показывать родительскую любовь, авторитета доброты, когда родители стремятся разрешать детям все; авторитета подкупа… Задумайтесь над этим видами ложного родительского авторитета и внимательно проанализируйте опыт создания вашего собственного авторитета в семье.

Все мы хотим видеть детей счастливыми, здоровыми, полезными стране и людям. Но такая счастливая творческая личность формируется в семье, где царит взаимопонимание, стремление понять и постичь личность каждого, дух творчества. 

Помните: в семейном воспитании нет мелочей, здесь важно все, что ведет к становлению личности вашего ребенка, ведь родитель – тот же педагог, только поставленный в еще более сложные условия, чем школьный учитель, - он постоянно общается со своими ребенком в самых разнообразных ситуациях, он привязан к нему родственными чувствами, а это может помешать увидеть в ребенке важное. Любите своих детей, в этом заключается высшее педагогическое мастерство, а мы учителя вам в этом поможем!

Кушнарева Ирина Ивановна16.10.2013 9952 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Вашу статью я рекомендовал своим родителям на сайте нашей школы. Не люблю льстить, но скажу, у вас замечательная статья
avatar
0
2

Статья хорошая. Много интересных моментов, есть точно подмеченные детали семейного воспитания, проблемы и недостатки.
Не совсем поняла вот это: "В общем, нет здесь ничего плохого, поскольку свобода в общении раскрепощает детей, раскрывает разные стороны жизни". Свобода в общении по телефону и Интернету? В прошлом году проводили по всей стране 1-го сентября урок о такой "свободе". Маньяки, педофилы, распространители наркотиков и те, кто снимает порнографию с участием детей, очень ждут таких "свободных в общении" школьников...
avatar