РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков".

Конкурсная статья "Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков". Бузина Оксана Владимировна, 
учитель географии, социальный педагог
Муниципальное казенное образовательное учреждение 
Качалинская средняя общеобразовательная школа 


В воспитании все дело в том, кто воспитывает.
(Д.Писарев) 

Толерантность – слово уже не новое ни для родителей, ни для школьников, и так необходимое в современное время. А для нашей школы особенно актуальное, если учесть, что половина детей в классах - мусульмане (чеченцы, казахи).

Социальное неравенство, многонациональность, столкновение религий… Все это приводит к конфликтам между молодыми, как губка, впитывающими окружающую действительность подростками. Заменяя как-то учителя обществознания и разбирая со старшеклассниками тему «Природа и человек», я столкнулась с неприятием чеченцами учения Дарвина. Ребята категорически отказывались верить и говорить о происхождении человека от обезьяны. Что это? Слепая вера, патриотизм или подростковый максимализм, характерный для их возраста? Но что бы это ни было, большую роль здесь играла семья. А я, как учитель, попыталась отыскать в глубинах знаний учащихся понятие «толерантности». Напомнить, что одно из проявлений толерантного человека – принятие других мнений.

А сколько раз приходилось разбирать конфликты между русскими и чеченскими ребятами! Не так посмотрел, не то сказал, вытер руки после приветствия: буквально все приводило к взрыву эмоций. Но одних бесед учителей уже недостаточно. И тогда – приглашение родителей, их рассказы о том, что в Великую Отечественную войну их деды и прадеды вместе воевали на Сталинградской земле.

Столкнувшись с такими ситуациями в школе, я решила провести небольшое исследование, постараться выяснить истоки конфликтов, отношение подростков друг к другу. Подобрала несколько анкет, отражающих этническую толерантность подростков. Ведь этническая толерантность или, напротив, этническая интолерантность во многом определяет характер межнациональных отношений. Было опрошено – 26 учащихся 8-11 классов. Среди них: русских – 10 человек, удмуртов – 2 человека, казахов – 5 человек, чеченцев – 9 человек. Анкеты выявляли, насколько подростки способны терпимо принимать или не принимать других людей в общении. Большинство ответов оказались толерантными, за исключением нескольких. 

На вопрос «Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители», 4 человека ответили отрицательно. Среди них: 2 русских, 1 казах, 1 удмурт. Не хотели бы видеть в своей стране представителей других национальностей – 2 человека. Не хотели бы видеть в своей стране представителей чеченской национальности – 7 человек. Большинство ответили, что возможно принять представителей других национальностей в качестве туристов. 

С утверждением «Россия – многонациональная страна, и ее Президент не обязательно должен быть русским по национальности» не согласилось 11 человек. С утверждением, что самой главной религией в России должно быть православие, согласилось 12 человек. С утверждением «Народы, которые имеют свою историческую родину за пределами России, должны уехать», согласилось 7 человек. Утверждение, что национализм заслуживает всяческого осуждения, посчитали неправильным 10 человек.

Таким образом, вырисовывалась картина того, что на формирование толерантного сознания подростков влияет общественное окружение, средства массовой информации. Поэтому воспитание толерантности в поликультурной среде должно происходить не только посредством бесед учителей и родителей, но и конкретными примерами. В нашей школе такие примеры есть. Это праздник национальных культур, где ребята со своими родителями не только рассказывают о традициях своего народа, но и танцуют национальные танцы, поют национальные песни и угощают национальными блюдами. Еще один яркий пример, когда классный руководитель одного из классов показывает, что не только она может научить ребят чему-то, но и они ее, а именно, исполнять со своими учениками-чеченцами их танцы.

Но причиной интолерантности подростков являются не только межнациональные отношения, а и межличностные. Вот уже 10 лет я работаю социальным педагогом в сельской школе. И по своим должностным обязанностям часто общаюсь с неблагополучными семьями. Вижу, как подростки из таких семей, вырастая, как под копирку, выбирают жизненный путь своих родителей. А в классе становятся если не изгоями, то предметом частых насмешек. В условиях семейных конфликтов любой ребенок приобретает негативный опыт общения. Он разочаровывается во взаимоотношениях между людьми. Реализует увиденный опыт общения в школе со своими сверстниками. Проявляет агрессию, грубит, язвит. А мы, учителя, все чаще наблюдаем такую картину: родители сдают свое чадо в школу, как в камеру хранения. Слышим такие реплики: «Вы учителя, вот учите и воспитывайте». Да, действительно, значительную часть времени дети проводят в школе и учитель имеет специальное образование. Он обязан учить и воспитывать. Никакой учитель, каким бы талантливым он ни был, не заменит в воспитании отца и мать. Прежде всего, они могут заложить в ребенке фундамент добра, научить его порядочности. Ведь не зря гласит пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Так кто же является воспитателем: семья или школа? Ответ один – пальму первенства я отдаю семье. А школа, как квалифицированный сотрудник, должна являться консультантом и партнером семьи, обеспечивая, таким образом, сотрудничество между ними.

Бузина Оксана Владимировна16.10.2013 8732 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Статья злободневная. Межнациональные отношения становятся проблемой номер один. Безусловно, дети копируют родительский взгляд на эту проблему, но школа в состоянии внести свои коррективы. Здесь главную роль я бы отдала отношению самого классного руководителя к ученикам нерусских национальностей. Молодец та ваша учительница, которая танцевала с чеченцами их танцы.
avatar
0
2

Молодец, Оксана Владимировна, хорошая статья! Спасибо, что не забыла!
avatar