РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Рефлексия как способ работы на занятиях с родителями"

Конкурсная статья "Рефлексия как способ работы на занятиях с родителями" Панова Жанна Геннадьевна, 
Гуманитарно-экономический колледж 
МПК Новгородского государственного университета им.Ярослава Мудрого, 
преподаватель психологии. 

В настоящее время в обществе происходит рост самосознания, который способствует укреплению института семьи и устоев общества. Молодые родители активно интересуются проблемами воспитания детей, вопросами взаимодействия внутри семьи, что влечет за собой их участие в общественной жизни страны и города. Изучение данных вопросов необходимо осуществлять не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Это возможно в процессе обсуждения проблем, моделирования ситуаций, участия в игровых упражнениях. Коллеги из Швеции эту работу осуществляют, организуя групповые занятия для отцов в так называемых Папа-школах. Особенностью Папа-школы является мужская аудитория, позволяющая открыто обсуждать «мужские» вопросы воспитания.

Папа-школа – групповая форма социально-психологической работы с молодыми отцами, направленная на развитие у них лучших отцовских и мужских качеств – заботливости, терпимости, понимания, ответственности, осознанности в выполнении отцовских обязанностей. При посещении таких групп одновременно происходит понимание того, что отцовство – не только обязанность, но и право, радость, гордость, удовольствие в жизни мужчины.

В Великом Новгороде во время проведения различных Родительских школ отмечается преимущественное участие женской аудитории, хотя и мужчины тоже начали участвовать в работе таких групп. Большинство из участников - мужчин считают, что комфортнее себя бы чувствовали в группе отцов.

Используя международный опыт и опыт коллег из Санкт-Петербурга, считаем необходимым организацию таких групп и в Великом Новгороде.

Данный проект является призером конкурса социально значимых проектов в области молодежной политики в Великом Новгороде в марте 2013 года. Реализация проекта будет осуществляться в апреле-декабре 2013 года на базе МАДОУ № 62.

Цель проекта – подготовка молодых мужчин к активному отцовству и равноправным отношениям с матерью ребенка.

Задачи:

  1. Изучение запросов отцов в области воспитания и самообразования.
  2. Определение круга проблем взаимодействия с ребенком в семье.
  3. Выявление интересного позитивного опыта взаимодействия с ребенком.
  4. Проведение консультативных занятий.
  5. Формирование у молодых отцов стремления проявить себя в семье конструктивно.
План работы «Папа-школы»
  1. Знакомство. Задачи и содержание занятий «Папа-школы».
  2. Особенности современных детей и основы взаимодействия с ними. (Хочу, но не могу).
  3. Полоролевая идентификация в детском возрасте. ( Я- девочка, я- мальчик).
  4. Психосексуальное развитие. (Я расту папой, я расту мамой)
  5. Подготовка ребенка к жизни. (Научить быть счастливыми)
  6. Работа со стереотипами. (Почему мы именно так поступаем?).
  7. Технологии развития ребенка. (Решение задач интеллектуального и личностного развития).
  8. Основы конфликтологии. (Зачем нужны конфликты?)
  9. Психолого-педагогические основы формирования характера. (Яблоко от яблони…).
  10. Семейные традиции и ценности. (Моя семья –это 7 Я).
  11. Насилие в семейной жизни. (Кто прав, кто виноват?)
  12. Социализация ребенка. (Я и другие).
  13. Развитие способностей. (Тренинг креативности).
  14. Тема по запросу. (Вопросы и ответы).
  15. Итоги работы. (Рефлексия).
Наиболее эффективной формой работы с родителями мы считаем рефлексивные методы, так как они в наибольшей степени способствуют осознанию полученной информации и мотивируют на ее применение в процессе воспитания.

Рефлексия - это осознание человеком психического процесса, протекающего в данный момент в нем самом. Такое осознание способствует духовному росту человека, успешности, самореализации.[2]

Занятия с родителями направлены на овладение процессом взаимодействия. Взаимодействие - процесс воздействия людей друг на друга. Взаимодействие предметно, ситуативно, рефлексивно, многозначно. Позитивное взаимодействие основывается на сотрудничестве. Сотрудничество проявляется в способах организации диалога, оценке деятельности партнеров по общению, создании атмосферы доверия. Диалог реализуется через беседу, дискуссию. Эффективность диалога зависит от постановки вопросов. Дискуссия предполагает спор в ходе обмена мнениями по возникшей проблеме, который имеет определенные технологические проблемы аргументации, доказательства и конструктивной критики. Для взрослого в ситуации диалогового взаимодействия важным является умение прекратить разговор, не обижая собеседника [5].

Что бы человек ни делал, о чем бы ни думал, ему следует осознавать психические процессы, в нем самом протекающие. Человеку нужно осознавать реакцию окружающих людей на происходящие в нем процессы, замечать внешние и внутренние проявления окружающих людей. Человеку необходимо видеть свое влияние на мир.

Панова Жанна Геннадьевна16.10.2013 12574 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 4
avatar
0
1

Спасибо! Прочитала статью несколько раз, заинтересована папа-школой, как формой работы с родителями. Интересен сам план работы, хотелось бы узнать о
avatar
0
2

Спасибо за интерес. Обязательно позже напишу о текущих результатах
avatar
0
3

Хорошая статья. Правда, вторая часть - про рефлексию - выглядит самостоятельной и обособленной от первой, как будто две разных темы взяты. Интересная задумка с Папа-школами. Значит, вы так поняли тему конкурса: "Семья и школа" - это школа для каждого члена семьи? Что ж, здесь много статей, которые не про школу...
avatar
0
4

Помните еще в советском журнале "Семья и школа" был представлен большой спектр материалов и я считаю,что сейчас обособляться нельзя.А что касается рефлексии-это главная задача психологии-развитие сознания. Спасибо.
avatar