РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Общение как фактор успешного взаимодействия семьи и школы"

Конкурсная статья "Общение как фактор успешного взаимодействия семьи и школы"
Трофимчук Алексей Юрьевич, 
БОУ "Гимназия № 69 им. Чередова И.М.", 
учитель русского языка и литературы, педагог-психолог

Взаимодействие семьи и школы всегда было актуальной проблемой педагогики. На сегодняшний день имеет место усиление тенденции устранения родителей при решении различных аспектов обучения и воспитания ребенка. Также еще одной неблагоприятной тенденцией, является то, что современные родители не владеют в достаточной мере знаниями об индивидуальных и возрастных особенностях психологического и физиологического развития ребенка, при этом осуществляя воспитание интуитивно, исходя из собственного эмпирического опыта. Стоит сказать, что это приносит позитивные результаты не всегда. Поэтому, для того чтобы процесс воспитания стал общим делом семьи и школы, нужно обучать не только детей, но и родителей. На мой взгляд, необходимо не столько обучать, проводя разнообразные семинары и родительские всеобучи, которые столь прижились в современных школах, сколько учить общаться ребенка и родителя, обмениваться взаимным опытом и суждениями, исходя из конкретных жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни, обсуждать совместные проблемы и искать возможные пути их решения совместно.

Отметим, что общение людей происходило всегда, на протяжении продолжительного времени. Коммуникативное взаимодействие учителей и родителей проявляет свои особенности. Прежде всего – это важная ступень к взаимному пониманию, доверию, взаимообмену знаниями и жизненным опытом.

Представление о том, что составляет окружение ребёнка, чем он живет и увлекается, помогает в выработке единого поля взаимодействия, помогая разрешить противоречия, которые случаются часто. Потому что педагоги и родители осуществляют воспитание школьника в разных условиях, которые носят специфический характер, например, учителя в школе осуществляют воспитание, основываясь специфическими знаниями из области педагогики и психологии, родители же осуществляют воспитание дома, где ребенок проводит большую часть времени, и при этом сам процесс воспитания носит более закрытый и свободный характер.

Процесс достижения путей взаимного понимания между учителями и родителями довольно сложный и многоаспектный. Эффективная коммуникация между ребенком, родителем и учителем выгодна всем, потому что педагоги получает в лице родителей надёжных помощников, которые являются хорошей опорой, в первую очередь, классному руководителю, родители же, в свою очередь, знакомятся с педагогическими и психологическими идеями, способами и методами, что позволяет найти наиболее эффективные подходы к ребенку. Поэтому, для того чтобы взаимопонимании устанавливалось между тремя сторонами педагогического процесса, необходимо сделать так, чтобы все его участники, а именно: педагоги, родители и дети стали равноправными сотрудниками, что позволило бы создать необходимые условия для эффективного воспитания школьников. Под эффективным воспитанием нами понимается знание ребенком норм поведения в обществе, умение налаживать контакты со сверстниками и старшими, способность разрешать конфликты и умение проявлять активную жизненную позицию.

В свое время А.С. Макаренко говорил о том, что наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе и слезы. Я уверен, что комплексное взаимодействие семьи и школы позволит способствовать тому, что наши дети станут нашей гордостью.

Практика школьной работы показывает, что это возможно исключительно в совместной деятельности.

Трофимчук Алексей Юрьевич16.10.2013 8140 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar