РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Приоритеты воспитания"

Ивлева Елена Дмитриевна
МБОУ СОШ № 10 п. Степной 
учитель физики и математики.

К нашему большому сожалению, данные рамки работы, не позволяют нам воссоздать всю проблематику взаимоотношения семьи и школы. Поэтому мы вынуждены акцентировать наше внимание лишь на трёх, глубочайших, и, по нашему мнению основополагающих аспектах.

Весьма затруднительно себе представить полноценное развитие ребёнка (под этим словосочетанием мы понимаем как умственные, так и психологические, индивидуальные для каждого ребёнка, аспекты) без тесного взаимодействия родителей индивидуума и его воспитателей (школы) при формировании его жизненных ценностей, приоритетов.

Среди некоторой части преподавательского состава, равно как, к сожалению, и ряда родителей, бытует мнение о том, что в воспитании ребёнка «деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи»
По нашему мнению, здесь мы сталкиваемся с очень односторонним взглядом на проблематику взаимодействия семьи и школы в обществе.

Заметим, что мы не будем в нашей работе рассматривать взгляды, которые до сих пор вызывают полемику в научном мире, о влиянии «наследственности» на формирование личности.

Формирование человека начинается сразу после рождения. Впервые открыв глаза, ребёнок видит свет, начинает узнавать родителей, различать предметы. Потом, приходит сознание: маленький человек уже начинает интересоваться, в каком мире он живёт и как ведут себя в этом мире его родители. И только после этого… мы подчёркиваем – ПОСЛЕ этого, ребёнок начинает узнавать, что такое школа.

В связи с этим, мы полагаем, что учителям необходимо учитывать, в первую очередь, фактор «дошкольного воспитания» его родителями. Его общих знаний и индивидуальной склонности к определённому виду знаний. И принимать эти факторы во внимание при вступлении ребёнка в школу, которая, как нам кажется, является, пожалуй, наибольшей психологической травмой, после его появления на свет.

1.Формирование личности в дошкольное время

Итак, мы договаривались о том, что не будем впредь брать во внимание биологические (отнюдь, повторимся, не доказанные) доминанты в роли формирования личности ребёнка.

Не подлежит сомнению, что именно семья, а не школа, закладывает в человеке его общее мировосприятие, эстетические взгляды, его общее мироощущение. Не будем приводить цитат, но вспомним одну из идей З..Фрейда и К.Г. Юнга о «сверх - я, супер эго». Согласно которой, именно младенчество, с его тревогами и радостями, дарят нам полноценную личность, которая формируется уже в более старшем возрасте. Сказки, прочитанные ребёнку матерями перед сном, формируют наше представление о добре и зле, о нюансах взаимоотношений между людьми, и, наконец, о всеобщем, эстетическом видении мира. Приглашая помочь «в работе» по дому (уловка находчивых пап!), отец приобщает его к основам понимания Дома, того Дома, от которого ребёнок никогда не отступит. Есть поговорка: школа – второй дом. Но это неправда: школа никогда не станет вторым домом. Это лишь временная стадия из множества положений индивидуума в социуме. С таким же успехом, мы, становясь взрослыми, с усмешкой замечаем, что наша работа – и есть второй дом.

Таким образом, в школу приходит не «ребёнок», но начавшая формировать себя личность, которая делает свои первые шаги в обществе.

2. Школа.

…Школа может развить индивидуальность ребёнка, а может его и убить.
Поясним.

Появляясь впервые в школе, ученик ощущает себя среди таких же, одинаковых учеников. И среди «таких же одинаковых» наш ребёнок вынужден адаптироваться.

Это, во-первых, значит, что ему приходится находить друзей или единомышленников, сравнимых с собственным воспитанием.
Так формируются, как мы бы их охарактеризовали «группы одноклассников» - сообщества, принадлежащие к одному полу, делящие класс пополам, или, в лучшем случае, на три части. Соответственно, каждый из участников этих групп, будет придерживаться (и вынужден) взглядов своего неформального «вожака», навязанным ему изначально его физическим или умственным приоритетом (в зависимости от характера группы). Допустим простейший вариант: среди молодых людей в классе есть две группы (а они, как мы говорили, обязаны быть!) молодых людей: «хулиганы» и «отличники». «Вожак хулиганов» демонстративно показывает своё пренебрежение к учёбе, и его последователи не могут поступить иначе – это вызвало бы отторжение из группы. Во втором случае легче: здесь присутствует «соревновательность» опять же не всегда – если ребёнок отстаёт от группы, его могут изгнать, тогда он в лучшем случае станет одиночкой, а в худшем – будет работать на группу «хулиганов».

Понятно, модель весьма упрощена, но она, судя по нашей практике, работает почти в каждом классе (без учёта двух последних учебных лет: здесь дети превращаются уже в юношей и девушек. И механизмы «больше силы» или «больше знаний» уже не действуют с подобной интенсивностью. Пробуждаются уже «Чувства», которые станут играть очень большую роль среди стимуляции обучения старших классах и в высшей школе). В данном случае, зададимся вопросом: сможет ли воспитательный процесс в школе повлиять на изменение данной ситуации, приблизить к некой школьной идиллии, воспетой в советские времена, что «все ученики товарищи по классу»? Увы, практика показывает, что, по крайней мере, среди подростков в возрасте до 10-11 классов, мы этого не можем наблюдать. Порицание преподавателем ученика, может лишь вызвать обратную реакцию, направленную если не на «стукача» (что среди учеников является самым страшным «смертным грехом), то на обижаемого или обиженных.

Это первая проблема, решать которую нам предстоит в третьей части

Второе: 

Воспитание дисциплинарного поведения.

Здесь мы действительно сталкиваемся с дошкольным воспитанием ребёнка, и его поведением среди сверстников и множества старших преподавателей…

Третье:

Придя в школу, ребёнок сталкивается со знаниями, во всей человеческой их полноте. Соответственно, дошкольное образование здесь так же играет ключевую роль: если родители всю жизнь занимались музыкой и изобразительными искусствами – довольно сложно увидеть в новом учение будущего «Лобачевского».

И, в связи с этим, всеобщая школьная «уравниловка» которая предполагает знание учеником «всего и вся» и которое нашло своё «истинное» воплощение в практике всеми критикуемого ЕГЭ.

Проблема в том, что неграмотный преподаватель, не сможет дать развиться в ребёнке тем глубинным талантам, которые были в нём заложены изначально с самого детства. О которых уже давно забыли их родители, стремясь научить тем наукам, которые бы, по их субъективному мнению, помогли бы им в жизни. Стремясь к своим, подчас субъективным целям, учителя, порой убивают в ученике будущих «Пушкиных» или «Лобачевских».

3 Семья и школа – примирение.

Итак, мы чётко разделили, влияние семьи и школы на формирование личности человека. Придя к выводу, что семья, несомненно, имеет первостепенное значение в роли формирования будущего человека, мы опять же не можем не затронуть роль школы.
Первое, на что мы бы хотели обратить наше внимание, как мы отмечали, взаимоотношение личности ученика и его одноклассников.

Трудно не согласится с тем, что взаимоотношение ребенка в группе сказывается не только на его психологическом здоровье, но и на способности и желании к обучению в целом.

Лишь только мельком, описав роль групп в начальной и средней школе, мы отметили только роль дошкольного воспитания ученика. Однако, отдавая ребёнка в школу, родители (в зависимости от того, как они относятся к своему новому школьнику) предоставляют главную роль в воспитании учителям.

Отведя ребёнка в школу, родители, в первые годы наблюдают за «своим учеником», а затем практически, теряют на над ним контроль, передавая его учительскому составу.

Полагаясь всецело на учителей, родители, как мы полагаем, обманывают себя. Они не учитывают напряжённый график учителя, то, что у него, иной раз двадцать подобных детей, и то, что, наконец, у учителя может быть свой, СОБСТВЕННЫЙ, только им любимый ребёнок. Следить за каждым учеником, несомненно, непосильная, но обязанность учителя. Однако следует принимать во внимание различия, личностей сидящих перед преподавателем учеников. Да, несомненно, учитель должен обращать внимания на все вербальные указания, или даже взгляды учеников друг на друга во время урока. Но он не может и не имеет возможности реагировать на своих подопечных во время перемен или во внеурочное время.

Для большего взаимопонимания между учеником и учителем, учителю необходимо, прежде всего, устраивать встречи с родителями. Как на классных часах, так и просто придя их навестить «яко бы для отметки в плане». Поинтересоваться, не капризничает ли ребёнок, или не плачет… или, напротив, возможно он всем доволен.…

Мы рассматриваем подобный диалог, как приоритетнейший для воспитания ребёнка.

Самый радикальный, но и, пожалуй, последний способ «общения» с родителями – дневник школьника. При этом учитель просто ставит преграду между собой и учеником, не оставляя места ни взаимопониманию, ни доверию. На записи в дневнике о «плохом…» связь между учителем и учеником прерывается. Часто навсегда.

Да, мы можем сделать красными чернилами порицание ученику на последней странице. Но вопрос в том, какую реакцию это вызовет у учащегося и тем более его родителей. Уверенны, делая записи в дневнике, учителю придётся выразить в большей мере свой такт, чем просто в общении с родителями.

Обсуждая дневник школьника, мы вынуждены акцентировать своё внимание на оценках в графе.

Не секрет. Что «двойка» в дневнике, может вызвать у ученика комплекс неполноценности, вместо того, что бы заставить его, как предполагалось учителем, «лучше учиться». Если оценка заслужена – учитель может это обсудить на родительском собрании.
Таким образом, мы приходим к выводу, что прямая обязанность преподавателя – чувствовать своего ученика.
Формировать в нём не вундеркинда, но высочайшего специалиста в какой либо определённой области. Именно в той области знаний, которая была заложена в ребёнке в первые годы его жизни.

Помочь получить доступ к тому. Что интересно самому ученику, но не убивать в нём зародыши тяги к знаниям бездушным привлечением его к наукам, к которым он изначально не имеет способности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены