РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Семья и школа"

Конкурсная статья "Семья и школа" Туниекова Федора Архиповна
учитель начальных классов 
МБО «Солнечная СОШ»

Вопрос взаимодействия семьи и школы до сих пор остается актуальным, так как научно-технический прогресс, новые технологии и современная модернизация образования развиваются с постоянным ускорением, и не всегда родители способны в одиночку оказать ощутимую поддержку своему ребенку в период получения знаний в образовательном учреждении, а также выбора в изучении дополнительных знаний. Помимо умственных способностей, ребенку необходимы приобретенные навыки, в том числе навыки общения, как основного средства существования в социуме. Педагог представляет собой не только квалифицированного специалиста в своей области, но еще и воспитателя, и своего рода психолога при общении с детьми и их родителями.

Семья является начальным и в то же время основным условием формирования ребенка, как личности. Именно в семье прививаются первые ценности, на которых базируются отношения между людьми. Очень часто в семьях прослеживается чрезмерная опека над ребенком, блокирующая развитие у него самостоятельности. В любом случае, поведение и деятельность ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в семье, напрямую связана с исполнением его собственных желаний. Но как бы успешной ни была эта деятельность или же приближенной к успеху, он всегда получает одобрение со стороны родителей. У ребенка не возникает мысли доказывать, что он лучший. Для родителей он таков, каков он есть.

Вступая в школьный коллектив, ребенок подчиняется определенным нормам поведения. Его деятельность оценивается не только педагогом, но и сверстниками. Как правило, в начальных классах не принято критически оценивать деятельность учащихся, особенно в первый год обучения, поскольку это очень сильно травмирует психику школьника. Да и сами дети в большей степени настроены давать только позитивные оценки, чаще это проявляется при выполнении коллективных работ. Но в процессе обучения ребенок все же начинает сравнивать себя с другими детьми, и его самооценка может не удовлетворять его представлений о превосходстве своих работ. В связи с этим у некоторых детей развивается комплекс неполноценности. И, если ребенок считает, что его работы не достаточно хороши, то через некоторое время он замыкается в себе, и не понимает, как могло случиться, что его успехи столь приветствующиеся в семье (к примеру рисование, пение, лепка пластилином и др.) не получают подтверждения в школе? Ребенка, не обладающего задатками лидера, в дальнейшем становится трудно убедить в том, что он уникален сам по себе. И только от педагога зависит, насколько ребенку будет легко адаптироваться в новой среде общения. 

Очень важно для учителя начальных классов заметить такие моменты, а заметив, попытаться вместе с родителями путем бесед устранить малейшие проявления дискомфорта в общении у ребенка. Попадая в новую социальную среду, первокласснику необходимы поддержка родителей и внимание педагога. Поскольку деятельность школьника основывается на требованиях, предъявляемых системой образования, задача и педагогов, и родителей убедить ребенка в том, что он выполняет работу по своему желанию. Существуют несколько способов такого убеждения: игра, интерес школьника, одобрение и др., все зависит от психологических и физиологических особенностей ребенка. Наиболее успешным способом в этом направлении является вовлечение детей и родителей в досугово-творческую, культурно-оздоровительную деятельность, так как ребенок непосредственно чувствует помощь и поддержку со стороны родителей, а родители в свою очередь сопереживают успех или неудачи своего ребенка. Мероприятия, основанные на развитии познавательного интереса, трудовых и физических навыков, а также на сохранение народных и семейных традиций, как нельзя лучше сплачивают в единый коллектив разные группы социума. 

Такое объединение людей разных статусов, взглядов и интересов способствует получению, в процессе общения, не только новых знаний, как для детей, так и для родителей, но и развитию свободного поведения каждого ребенка при любых изменяющихся внешних условиях.

Большему сближению всех участников образовательного процесса способствуют мероприятия, в которых важна коллективная работа или участие. И здесь роль родителей наиболее ощутима, ведь тот настрой, который задаст родитель, способен возбудить желание ребенка принять самое активное участие в выполняемой работе.

Задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся базовые знания, но и помочь подрастающему поколению стать полноценными членами общества, способствовать развитию традиций и ценностей, заложенных в семье. Коммуникабельность, воспитанность и уверенность в себе – вот основные критерии современного образованного человека, без которых полученные знания могут остаться без должного применения или, попросту, невостребованными.

Туниекова Федора Архиповна16.10.2013 6660 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar