РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Одна из форм сотрудничества детей, родителей и школы."

Конкурсная статья "Одна из форм сотрудничества детей, родителей и школы." Сержантова Елена Александровна, 
учитель начальных классов 
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №91 
городского округа Самара. 

Есть много вариантов сотрудничества с родителями. Но одной из самой эффективной форм, по моему мнению, является проведение совместных праздников детей и родителей. 

Мы все, конечно, проводим мероприятия с приглашением родителей. Но сегодня я хочу остановиться не на тех праздниках, на которых родители присутствуют только как зрители, а дети показывают для них концерт. А на тех праздниках, на которых взрослые вместе с детьми являются непосредственными участниками всего происходящего.

Такие мероприятия с участием родителей провести гораздо сложнее, чем те, где родители выступают в роли зрителей. Ведь родителей надо убедить в нужности такого мероприятия, заинтересовать, выбрать время, когда большинство родителей смогут прийти в школу. На подготовку такого мероприятия уходит много времени. Это сложно. Но результат того стоит.
«Родители – зрители»

Всем знакома такая картина. Лица детей сосредоточены, а родители, посмотрев выступление своего чада, теряют интерес ко всему остальному происходящему, ждут окончания праздника, думают о чём – то своём. Чувствуется скованность всех.

«Дети и родители – участники»

Если всмотреться в лица детей и родителей, то сразу заметна радость в глазах и детей, и родителей, смех. Все раскрепощены и довольны.

Если сравнить впечатления от праздников, то будет сразу видно, где и дети, и взрослые получили большее удовольствие от праздника, какое из этих мероприятий запомнится.

Учителя часто жалуются, что родители стали равнодушнее относиться к заботам класса, школы. Как правило, они проявляют интерес только к учебе сына или дочери. Мало общаются со своим ребенком, ссылаясь на занятость, усталость. А ведь такие совместные праздники позволяют учителю привлечь внимание родителей к школе, к своему ребёнку.

На праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для совместного сотрудничества и общения родителей и детей. В это время выявляются способности ребят, их увлечения. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу для творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

Кроме того, подготовка к подобным мероприятиям и их проведение сплачивает детей и родителей. Взрослые лучше узнают детей с совершено новой, неожиданной стороны. А какой гордостью наполняются сердца детей, когда их родители принимают активное участие в делах класса.

К сожалению, такие праздники проводятся редко. Я хочу поделиться своим опытом проведения этих праздников.

Я в своем классе проводила следующие совместные мероприятия:

  • Бабушки и внуки (разработка этого мероприятия представлена в журнале «Начальная школа»);
  • Самый вкусный салат нашей семьи (родители вместе с детьми готовили салат, красиво его оформляли, делились рецептами);
  • Дружно Новый год встречаем;
  • Всё о семье;
  • Совместные экскурсии (они являются традицией нашей школы) на природу, в город Казань, на ранчо.
  • Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
Подробнее я остановлюсь на проведении двух праздников.

1. КНИГА, ПРОЧИТАННАЯ ВМЕСТЕ Этот праздник помог родителям и детям лучше узнать друг друга, обратить внимание родителей на то, чем интересуются их дети, что читают.

Семьям были даны домашние задания: прочитать книгу вместе, как можно ярче представить свою книгу, чтобы заинтересовать других, чтобы другие захотели прочитать эту книгу.

В ходе праздника каждая семья представляла свою книгу. Формы представления были разнообразными:

  1. Кто - то подготовил инсценировку.
  2. Кто – то, например, Вероника с мамой нарядили кукол в великолепные наряды любимых героинь. Сама Вероника рассказала, что себя она видит в образе Золушки, а мама видит себя в образе Белль, объясняли почему.
  3. Кто – то нарисовал газету – например, Ксения с родителями. Оказалось, что книгу К. И. Чуковского «Доктор Айболит» читала в детстве и её мама, а теперь они прочитали книгу вместе.
  4. Дима с мамой читали книги про рыцарей. Они изготовили рыцарский замок, сделали фигурки рыцарей, написали доклад
В программе праздника значились ещё:
  • Литературная викторина (вопросы и задания по книгам, прочитанным на внеклассном чтении);
  • Конкурс «Вспомни персонажей книг» (по рисункам, изображающим отдельные предметы, назвать персонажей, которым эти предметы принадлежат);
  • Конкурс «Сочинение стихов по заданным рифмам»;
  • Конкурс скороговорок (на уроках внеклассного чтения дети приготовили скороговорки и рисунки к ним).

2. ПРАЗДНИК «ВСЁ О СЕМЬЕ»

Ещё один праздник «Всё о семье» был проведён в этом году.

Этот праздник проходил под девизом:
Как хорошо, что есть семья,
Которая от бед любых всегда,
Везде хранит меня.

Ребята на уроках трудового обучения приготовили пригласительные билеты. К празднику была подготовлена выставка поделок, сделанных родителями и детьми вместе.

Ход праздника.

1. Представление семьи.

  • Каждая семья рассказывала о себе, приготовили доклады о своих семьях, сделали родословные своей семьи, все принесли фотографии.
2. Наши увлечения.
  • Катя с мамой увлекаются вязанием. Они принесли вещи, связанные мамой. Катя тоже учится вязать, её учат бабушка, мама, а ещё Катя ходит в кружок «Вязание».
3. Традиции семьи.
  • В семье Насти все хорошо рисуют: мама, дядя, брат и сама Настя. Они принесли рисунки мамы и самой Насти. А ещё Настя с родителями ходит каждое лето в походы.
  • В семье Кати К. – папа и Катя рисуют. Были представлены портреты, нарисованные папой и рисунки самой Кати.
  • В нашем классе есть спортивная династия. Дедушка – спортсмен, мама – тренер по дзюдо, дочь Надя занимается бадминтоном.
4. Небольшой концерт, подготовленный детьми.

5. Дети поют частушки об отношениях родителей и детей.

6. Семейные конкурсы.

  • Ребёнок должен выбрать среди разложенных газет ту, которую читает папа (дедушка)
  • Написать, как можно больше ласковых слов маме и папе, а родители – ребёнку.
  • Найди своего ребёнка.
  • Песенный конкурс.
  • Конкурс пантомимы.

7. Итог.

В заключении родители получают листы с законами семьи.

  1. Разговаривайте друг с другом.
  2. Любите друг друга.
  3. Всё решайте сообща.
  4. Выслушивайте друг друга.
  5. Будьте рядом всегда: и в радости, и в беде.
  6. Делайте всё вместе.
  7. Показывайте пример.
  8. Единство требований: то, что требуете от ребёнка, требуйте и от себя; требования отца и матери к ребёнку должны быть едиными.

ПОМНИТЕ! Что девиз вашей семьи должен быть таким:
НЕ ВПЕРЕДИ РЕБЁНКА, НЕ РЯДОМ С НИМ, А ВМЕСТЕ!


При подготовке данной работы, я попросила родителей написать отзывы о праздниках. В заключении хочу процитировать некоторые из них.

Хотелось, чтобы такие праздники проводились чаще. Интересно всё делать вместе с детьми.
Давно мы с семьей не собирались вместе. Помог праздник в классе. Спасибо!

Сначала я неохотно начала готовиться к празднику. Времени ни на что не хватает, а тут ещё школа. Но потом постепенно увлеклась, даже понравилось. А в школе увидела, как горд и счастлив мой ребёнок, что рядом с ним его семья, что я участвую в конкурсах. А как мой сын общался с ребятами. Я его даже не узнала: он очень застенчивый, а тут выступает, не стесняется. Сколько было впечатлений после, сколько радости.

Пришла на праздник после работы уставшая, казалось, ни на что уже нет сил. Но, увидев радостные, восторженные глаза дочери, позабыла усталость. Ведь ради неё я готова на всё. Дочка с гордостью представляла нашу семью, я ей помогала. Если дочь радуется, то и мне хорошо. Если она счастлива, то я тоже счастлива.

Особенно поразил меня такой отзыв:
Смотрела сегодня на своего сына, видела, с каким увлечением он рассказывает о бабушке, о том, как они готовились к празднику. И завидовала… Наверное, это родительский эгоизм. Но к следующему такому празднику я буду обязательно готовиться с сыном сама, несмотря ни на что. Хочу, чтобы он такими светящимися глазами смотрел на меня, рассказывал с увлечением о том, как мы вместе готовились.

Итак, совместные мероприятия оставляют след в душе ребёнка и родителей. Зрителей нет. Все – активные участники. Это праздник, это общение поколений, это общение с родителями друга твоего ребёнка, это праздник собственного детства и детства твоего ребёнка, это содружество семьи и учителя, это творчество учителя, родителей и ребят.

Сержантова Елена Александровна16.10.2013 13071 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Молодец, Елена Александровна. Очень интересно. Завидую вам - в начальных классах родителей еще можно сподвигнуть на совместное участие с детьми в школьных затеях. Думают, наверное, что отношение учителя к ребенку напрямую может зависеть от их участия. Или хотят порадовать ребенка - дети ведь гордятся, демонстрируя классу своих родителей. От старших детей родители отмахиваются, зачастую даже на собрания не ходят...
avatar