РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья «Диалог с родителями: прихоть или необходимость?»

Конкурсная статья «Диалог с родителями: прихоть или необходимость?» Назарова Наталья Анатольевна, 
ГБСКОУ школа №13 Приморского района Санкт-Петербурга, 
учитель музыки. 

Зачем вообще рассуждать на тему: «Семья и школа»? Семья и школа — два института, существующих параллельно, со своими традициями, ценностями, взглядами на воспитание, ожиданиями и требованиями к детям. Зачем школе и семье жить в диалоге?
Довольно продолжительное время университеты и монастырские школы предполагали отрыв от семьи, ученики учились и жили при монастыре или университете. Конечно, ни о каком сотрудничестве семьи и учебном заведении (кроме экономического) и не думали. Ответственность за ученика целиком и полностью брала на себя либо семья, либо школа.

В царской России образование считалось привилегией и залогом безбедного будущего, поэтому семья также целиком и полностью доверяла свое чадо учебным заведениям - лицеям, гимназиям, приходским школам, училищам,- хотя принципы «кнута и пряника», штрафов за недостойное поведение, трудотерапия применялись широко.

Во времена Советского Союза, когда образование стало массовым и бесплатным, впервые семья и школа начали активно строить отношения, сотрудничать, и уважение к школе, на мой взгляд, было огромным, ведь многие дети стали образованнее родителей. Это самое выгодное время для взаимодействия школы и семьи. Государством на школу была возложена серьезная миссия воспитания и образования не только детей, но и их родителей, учились всей семьей, вместе участвовали в мероприятиях! Постепенно ситуация изменилась, произошли глобальные изменения в обществе, переоценка идеалов и ценностей, и полное доверие к школе со стороны общества постепенно угасло. Для детей школа стала повинностью, для родителей — тягостью!
Сегодня школа — это сфера услуг и к ней, как к услуге, больше претензий, чем понимания и доверия. Главный аргумент - низкое качество образования. Так зачем школе сотрудничать с родителями?

Я считаю, для того, чтобы родители учеников понимали и принимали особенности школьной жизни, чтобы понимали и принимали своего ребенка, чтобы в результате ученику нравилось учиться, а отношение родителей к школе было не потребительское, а человеческое.

Я уверена, что только реальный диалог школы и семьи во многом искоренит несогласие во взглядах на роль педагогов и родителей в жизни ребенка, поможет определить смысл обучения, поставить актуальные цель и задачи учебной деятельности, разработать единые требования к детям.

Мы живем в сложное время, когда не существует общих ценностей и идеалов, что приводит к сильному различию ожиданий и требований к ребенку со стороны родителей и педагогов. Это особенно заметно при переходе ребенка из начальной школы в основную. Если в 1-4 классе родители более-менее активно участвуют в школьной жизни ребенка, то пятиклассник должен сразу стать самостоятельным и ответственным! Не секрет, что в среднем звене, родители реже посещают родительские собрания, в школу детей больше не провожают, в организации праздников не участвуют, мотивируя тем, что дети выросли.

Эпизодическое участие родителей в школьной жизни ребенка приводит к непониманию внутри школьных процессов и недоверию к школе. Родители дистанцируются от школы, а порой внутренне противостоят ей. Это, в свою очередь, снижается интерес к учебе и успешность в учебной деятельности самого школьника. Стоит только сравнить дневники ученика начальной школы и пятиклассника: замечаний больше, текущих отметок меньше, успеваемость ниже, подписи родителей реже.

Как избежать проблем, возникающих при переходе в среднюю школу? Искать точки соприкосновения школы и семьи, вопросы, которые можно решать вместе, мероприятия, интересные обеим сторонам, стараться исключать негативные стороны общения педагогов с родителями (вызовы в школу, обсуждение двоечников на собраниях, финансовые вложения).
Вот мой опыт решения данной проблемы. С 2007 по 2009г. я была руководителем инициативной группы проекта «Диалог» на должности педагога-организатора и классного руководителя.

Проект был призван решить определенные задачи и предпринять обязательные шаги при переходе 4 класса на основную ступень обучения:

1. Снижение тревоги родителей через объяснение им возрастных особенностей и учебных возможностей детей. Для решения этой задачи в апреле классными руководителями (настоящим и будущим) совместно с психологом были проведены собрания для родителей четвероклассников в форме круглого стола. Родителям предлагались вопросы для обсуждения в группах:
Что для Вас «качество образования» что, на ваш взгляд, нужно улучшить в работе нашей школы и конкретного класса, чтобы повысить качество образования?
Родители имели возможность не только получить информацию, поработать в группах, но и получить ответы на волнующие их вопросы о проблемах воспитания и особенностях возраста детей.

2. Помощь учителям (классным руководителям, в первую очередь) в поиске путей взаимодействия с родителями учащихся: как привлечь родителей к проектной деятельности, какую роль отвести в организации мероприятий, принципиально новые разработки родительских собраний совместно с учащимися и др.
А кроме этого, помощь педагогам в овладении приемов предупреждения возникновения конфликтных ситуаций в отношениях с детьми, коллегами и родителями; реализации этой задачи способствовал тренинг для классных руководителей по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций.

3. Активное приобщение родителей основной школы к организации и участию в школьных делах и делах класса. В школе была проведена Общественно-педагогическая акция, состоящая из нескольких мероприятий, где родителям предложены варианты взаимодействия со школой и конкретным классом:

  • День открытых дверей для родителей четвероклассников с целью ознакомления родителей с новой формой образовательной деятельности - образовательными путешествиями (это специально организованные культурно-образовательные походы и поездки с отчетом).
  • День проектов для учащихся и родителей основной школы с целью организации совместной деятельности в образовательном процессе родителей, детей и педагогов.

4. Разработка программы просвещения родителей «Учимся вместе» совместно с психологом школы. Реализацию программы осуществляла инициативная группа: психолог, социальный педагог, педагог-организатор, классные руководители (настоящий — 4 класса, будущий — 5 класса), будущие учителя. Программа включала в себя мероприятия, обязательные для родителей, работу в подгруппах и факультативные мероприятия.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания совместно с учителями или учащимися,
  • групповые тематические консультации,
  • круглый стол,
  • семинар с элементами тренинга,
  • мини-консилиумы с учителями, родителями и детьми по решению конкретных проблем,
  • индивидуальные консультации.
  • Темы для встреч с родителями (по результата анкетирования родителей):
  • особенности возраста пятиклассников,
  • сложности этапа перехода из начальной школы в среднюю и их преодоление,
  • особенности организации процесса обучения в 5 классе,
  • подросток в семье,
  • влияние личности учителя и родителя на успешность ученика,
  • подросток в кругу сверстников,
  • компьютер — член семьи?,
  • национальная толерантность,
  • проблема самостоятельности, самоконтроля и ответственности и др. (возможны иные запросы родителей)

5. Активизация работы сайта школы. На сайте появилась страничка психолога и социального педагога «Скорая помощь» и страничка класса.
На странице класса выкладывались все результаты тестов, анкетирования (без имен), голосования; фотографии с мероприятий, достижения класса и отдельных учащихся (портфолио класса), решались вопросы внеклассной работы и др.

Такая работа плодотворно велась два года: в 4 классе и 5 классе.

Результаты:
  1. Повышенный интерес родителей к школьной жизни детей — от75 до 94% родителей посещали родительские собрания, два классных часа подготовили и провели родители, 68% родителей посетили индивидуальные консультации психолога и социального педагога, две семьи участвовали в районных спортивных соревнованиях.
  2. Снижение тревожности и, как следствие, снижение конфликтности родителей и детей — за два года ни одной жалобы в администрацию школы, по результатам анкетирования «Ветер перемен» родители отмечали положительные изменения в отношениях с детьми (доверие, участие, гордость), а дети — позитивные эмоции по отношению к школе (легко учиться, интересно в школе, меня хвалят родители за хорошую учебу).
  3. Минимальное снижение успеваемости (у 13% учащихся) по сравнению с параллельными классами.
  4. Активное участие класса в делах школы, 83% учащихся посещают занятия в отделении дополнительного образования и факультативы.
Вы спросите: «А что же дальше?» А в 6-7 классе инициативы родителей снизились незначительно, зато доверие к детям сохранилось на высоком уровне. Главное - поддерживать всю организацию образовательного процесса в классе. Единственная проблема - внедрять в такой «оформленный» класс родителей новых учащихся, не все новые родители готовы принимать активную позицию в организации школьной жизни ребенка.

Школа и семья должны доверять друг другу, одинаково «мыслить», воспитывать новое поколение вместе, результативно сотрудничать, плодотворно взаимодействовать. Это необходимое условие на пути достижения качества образования! Дорогие коллеги! Пусть встречи с родителями учеников доставляют вам только позитивные эмоции!

Назарова Наталья Анатольевна16.10.2013 12711 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Статья заслуживает внимания. Спасибо, Наталья Анатольевна. Удачи!!! flower flower flower hands flower flower
avatar