РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьёй и школой"

Конкурсная статья "Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьёй и школой"
Грудцинова Наталия Николаевна, 
воспитатель 
МБДОУ детский сад № 5 г. Рассказово Тамбовской области

Преемственность дошкольного и начального образования неизбежны. Воспитание и образование детей должно быть непрерывным, взаимодополняющим. Если в дошкольном учреждении одни требования, а в школе и дома другие, то личность не может развиваться гармонично. Чтобы избежать разногласий в воспитании необходимо дополнять и поддерживать одну и ту же программу, одни и те же требования. Так, можно отметить сходства в воспитательно-образовательной системе ДОУ и школы, например, классные руководители вместе с родителями формируют творческое портфолио ребёнка (творческие работы, грамоты, дипломы, фотографии), в дошкольных учреждениях также ведутся портфолио детей. Все перечисленные ниже формы и методы взаимодействия с семьёй и образовательным учреждением имеют сходство в своей структуре, целях и задачах.

У каждого педагога свои формы, методы и приёмы работы с родителями, но цель у них одна – сотрудничество с семьёй, преемственность поколений, формирование семейных традиций, что является основой счастливой и дружной семьи. Также важно взаимодействие семьи и школы, как и взаимодействие семьи и ДОУ. Необходимо учитывать важную роль в сотрудничестве ДОУ и школы, так как по современным Федеральным Государственным Образовательным Стандартам дошкольное образование является первой ступенью образовательной системы.

Семья в воспитании и развитии ребёнка играет непосредственную, первостепенную роль. Однако, результативность семейного воспитания для развития детей взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Работа с семьями воспитанников зависит от индивидуальных особенностей семей. В некоторых случаях (с согласия родителей) проводится посещение семей, где педагог знакомится с семьёй воспитанника, выясняются условия семейного воспитания. Всё это необходимо для того, чтобы в дальнейшем правильно выстраивать взаимодействие с родителями. Целью первого прихода педагога является изучение общих условий семейного воспитания. Следующие посещения планируются в зависимости от необходимости и носят частный характер. Это может быть знакомство с опытом воспитания в семье, определение условий подготовки к школе. Если посещение семьи невозможно, используются другие виды и методы работы по изучению семьи и особенностей семейного воспитания: опросы, анкетирование, беседы с членами семьи, наблюдение за ребёнком.

Ещё одна из форм взаимодействия педагога с семьёй – беседа (индивидуальная, коллективная, групповая). В ходе беседы педагог консультирует родителей, оказывает своевременную педагогическую помощь по какому-либо вопросу воспитания, родители и педагог обмениваются мнениями.

На основе работы в моей группе ящичка доверия «Почта воспитателю» я провожу индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, развития и обучения детей. Однако, есть случаи, когда консультации носят коллективный характер. В ходе консультации появляется возможность обсудить с родителями какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом семейного воспитания и сделать определённые выводы.

Наиболее распространённая форма взаимодействия с семьёй – родительские собрания, где происходит, прежде всего, знакомство родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей, а так же проводится работа по совместному решению тех или иных вопросов.

Обсуждения с родителями проблем воспитания в нестандартной обстановке, где участвуют специалисты (психолог, логопед, инструктор по физическому воспитанию, медсестра), проводятся за «Круглым столом». При обсуждении какого-либо вопроса совместно, сообща рассматриваются различные ситуации, что позволяет не только обмениваться опытом, пополнять знания в воспитании, образовании детей, но и помогает установить доверительные отношения с педагогами ДОУ.

Семинары-практикумы не менее эффективны в работе с родителями. Участвуя в семинаре-практикуме, родители приобретают практические навыки воспитания ребёнка-дошкольника.

В нашем ДОУ уже на протяжении нескольких лет традиционно в апреле проводится фестиваль «Театральная жемчужина», в подготовке и проведении которого принимают активное участие воспитанники, их родители и педагоги. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь педагогов и родителей дошкольников (родители с увлечением помогают в изготовлении костюмов для театральной постановки, оформлении зала, иногда сами участвуют в ролях).

Следует отметить и наглядные формы работы педагога ДОУ с семьями воспитанников. Уголки для родителей – неотъемлемая часть «общения» с родителями, включающая различные стенды, ширмы и папки-раскладушки.

Ежемесячный выпуск газеты, в которой отражается жизнь ДОУ, обсуждаются волнующие родителей и педагогов темы, ведётся анонс предстоящих мероприятий д/ сада, группы, создаётся администрацией ДОУ, педагогами, специалисты, родителями и детьми. В каждом номере газеты размещаются задания и игры, которые дети могут выполнять вместе с родителями. Очень интересны родителям фотографии, иллюстрирующие материал газеты.

С удовольствием и увлечением родители вместе с детьми принимают участие в творческих конкурсах, фотовыставках, проводимых ДОУ. Родители, принимающие активное участие в жизни ребёнка, посещающего детский сад, уже имеют представление о том, как и в чём необходимо ему помогать. У них складывается правильное понимание о психологическом климате, адаптации детей. 

Переходный период от дошкольника к школьнику - это наиболее сложный период. Тесное сотрудничество детского сада и школы необходимы. Важная роль в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы отводится воспитателю и учителю. Дети в ДОУ привыкают не только к распорядку дня, обстановке, требованиям, но и, прежде всего, к своему воспитателю. Итак, дошкольник приходит в школу. Всё сразу изменяется: и распорядок дня, и требования, и окружение (не всегда дети из одной группы детского сада идут в один класс), и уже нет прежнего воспитателя, а есть учитель. Ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем, кроме того, ребёнок уже имеет статус не дошкольника, а ученика и должен соответствовать ему. Поэтому очень важно учесть всё перечисленное для более успешной адаптации детей-дошкольников к школе.

Многие родители хотят, чтобы идя в школу, ребёнок бегло читал, умел считать, решать задачи, но не задумываются о важности адаптационного периода, поэтому, чтобы переход детей в школу более лёгким, не только воспитатели ДОУ должны идти «в ногу» с образовательной системой школы, но и учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников даёт возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

В своей работе я поддерживаю тесную связь с учителями, специалистами школ (взаимопосещение родительских собраний, открытых мероприятий). Это помогает наиболее эффективно построить свою работу по взаимодействию с семьями воспитанников, более грамотно организовать образовательную деятельность с детьми (посещение школьного музея, библиотеки, участие в театрализованной деятельности, посещение дошкольниками адаптационного курса занятий).

Каждая школа и ДОУ в работе с родителями имеет свой определённый опыт. Проведение таких совместных мероприятий, как круглые столы, фестивали, выставки, театрализованная деятельность, и многие другие мероприятия способствуют взаимопониманию учителей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками.

Самое главное, на мой взгляд, необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща.

Грудцинова Наталия Николаевна16.10.2013 35942 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Очень интересное, на мой взгляд, индивидуальное консультирование родителей через ящичек доверия «Почта воспитателю». При загруженности воспитателей это является хорошей возможностью обсудить с родителями конкретные вопросы, проанализировать и подготовиться к ним. А это ещё одна возможность познакомиться с опытом семейного воспитания, который в своей работе воспитатель обязательно примет к сведению и сделает определённые выводы. Поддерживаю высказывание автора о тесном сотрудничестве детского сада и школы, как очень важным и необходимым. Также согласна с тем, что переход детей в школу будет более лёгким, если учителя будут знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях.
avatar
0
2

Считаю материал из опыта работы с родителями интересным и полезным. Тема взаимодействия педагога и семьи была актуальна и будет всегда таковой. Семья в воспитании и развитии ребёнка играет непосредственную и первостепенную роль, каждый воспитатель должен проявить инициативу и понять каким образом осуществлять это взаимодействие и только в тесном сотрудничестве и взаимопонимании возможны положительные результаты.
Согласна с автором, что тесный контакт детского сада со школой обязателен, он способствует более успешной адаптации дошкольников при переходе в школу.
avatar