РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Роль семьи и школы в процессе социализации индивида, становления личности."

Конкурсная статья "Роль семьи и школы в процессе  социализации индивида, становления личности."
Зенченко Ольга Николаевна,
учитель обществознания,
муниципального бюджетного образовательного учреждения 
Одинцовская средняя общеобразовательная школа №8

Роль семьи и школы в процессе социализации индивида, становления личности. 
Школа - это мастерская, 
где формируется мысль подрастающего поколения, 
надо крепко держать ее в руках, 
если не хочешь выпустить из рук будущее. 
(Анри Барбюс) 

Семья и школа… Как взаимосвязаны между собой эти два понятия? Как эти два важнейших социальных института влияют на формирование личности?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо первоначально обратиться к терминологии. Семья, с точки зрения социологии, это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве; ячейка общества. К основным функциям семьи можно отнести следующие: репродуктивная функция, функция досуга, воспитательная и многие-многие другие. Школа же, - это специальное образовательное учреждение, основанное в соответствии с законодательством, деятельность которого направлена на получение образования гражданами (в данном случае гражданами России), а также всестороннего воспитания и развития личности. Обратившись к данным определениям, невозможно не обратить внимания на совпадение: как функция семьи, так и функция школы - воспитательная.

На формирование индивида, становления его как личности влияет множество факторов. С социологической точки зрения, человек развивается в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения культурных ценностей индивидом. Социализация охватывает весь процесс стихийных незапланированных воздействий на конкретного индивида, то есть человека. Самые первые образцы поведения ребёнок «схватывает» в семье: он учится брать предметы, издавать звуки, говорить, ходить, и самое главное, взаимодействовать с людьми его окружающими. Достигнув шестилетнего или семилетнего возраста, ребёнок начинает усваивать новые образцы поведения: он начинает «играть новые социальные роли» - роль ученика, друга и другие. То есть, влияние на формирование личности оказывают такие агенты социализации как семья и школа. Семья относится к непосредственным агентам социализации личности, а школа – к опосредованным и воспитательная функция доминирует в первую очередь, в семье, в школе – она вторична.

Ну, а что же делать, если семья у ребёнка отсутствует?

Думается, что чем больше ребёнок будет ощущать со стороны лиц, которые его окружают (воспитателей детских домов, учителей) хорошее, доброе отношение к себе, то и процесс социализации пройдёт эффективнее, нежели это будет, когда у ребёнка складывается враждебное отношение к окружающим его людям. Думаю, что в случае отсутствия у ребёнка семьи, функция воспитательная доминирующей становится в школе. Учителя, социальные педагоги, психологи должны помочь ребёнку социализироваться в жизни, усвоить те культурные ценности, которые бы помогли ему в жизни принимать правильные решения. И, безусловно, к таким ценностям относятся: дружба, любовь, взаимопонимание, поддержка и добродетель.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что семья и школа оказывают решающее воздействие на формирование всесторонне развитой личности. И, перефразировав эпиграф к моей статье, хочется отметить, что не только школа, но и главное, семья - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Зенченко Ольга Николаевна16.10.2013 17380 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar