РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Семья и колледж: общие смыслы – общее дело"

Конкурсная статья "Семья и колледж: общие смыслы – общее дело" Михайлова Валерия Евгеньевна, 
БОУ ОО СПО «Омский автотранспортный колледж», 
методист.

Образовательное учреждение и семья – два важнейших социальных института, которые призваны реализовать эти идеи и подготовить молодых людей к жизни и деятельности в обществе. В последнее время становится очевидной необходимость укрепления взаимоотношений между семьей и образовательным учреждением. Это подтверждает анализ тенденций, характеризующих позицию родителей по отношению к образовательному учреждении. Родители студентов обеспечивают финансовую поддержку своих детей в процессе обучения, а также нередко платят за само образование. Однако, на наш взгляд, влияние родителей на процесс образования гораздо шире. Именно они зачастую формируют ожидания абитуриентов и студентов относительно процесса обучения и будущей карьеры, играют решающую роль в профориентации своих детей, являются источником той или иной мотивации в обучении. Представления родителей об организации учебного процесса и внеучебной деятельности студентов, о том, какие качества должны прививаться их детям в колледже, являются формой выражения образовательного заказа. Кроме того, родители готовы участвовать в инвестициях (от финансирования отдельных мероприятий до систематической спонсорской помощи), в управлении образовательным учреждением (через управляющие, попечительские советы, родительские комитеты).

Вместе с этим, ситуация привлечения родителей в качестве партнеров в образовательное учреждение крайне сложна. Она обусловлена проблемами в российской семье, низким уровнем педагогической культуры родителей, что подтверждается:

  • кризисом детско-взрослых отношений;
  • разрушением традиционных устоев семьи и иерархии семейных взаимоотношений;
  • неспособностью семьи научить детей стать активными строителями своего социального места и социальной жизни, а также социальной жизни тех, кто их окружает;
  • изменением форматов семей (нуклеарная, детоцентричная семья, двухъядерная семья, сетевая семья);
  • отчуждением, формализацией в семейных отношениях.
Настоящая программа работы с родителями, реализуемая на базе Омского автотранспортного колледжа предполагает возможность активного включения родителей в управление педагогическим процессом, развитие педагогический культуры родителей, распространение позитивного опыта семейного воспитания.

Цель программы: повышение педагогической культуры родителей и гуманизация семейных отношений посредством оказания социальной, информационной, просветительской помощи, укреплении и развитии партнерских отношений с семьей, вовлечения родителей в сферу управления образовательным учреждением.

Педагогическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека и представляет собой совокупность определенных знаний, умений и опыта личности, обуславливающую меру эффективности в решении воспитательных задач. 

Уровень педагогической культуры определяет степень зрелости человека как воспитателя и реализуется в процессе практической деятельности по общественному и семейному воспитанию. Педагогическая культура родителей включает в себя следующие компоненты:

  • Объем и содержание знаний, определяющие педагогическую позицию и подготовленность родителя к воспитательной деятельности, направленность интересов и развитость потребностей, в частности, в самообразовании и самовоспитании);
  • Интеллигентность (общая культура, нравственная воспитанность, этика поведения и отношений, целостность духовных ориентаций и потребностей, деятельность, основанная на реализации общечеловеческих ценностей, общепринятых принципов морали);
  • Качества личности (интерес к ребенку, процессу воспитания, позитивный настрой, развитость чувства долга, гражданской, правовой и нравственной ответственности за результаты воспитания, активность, целеустремленность, настойчивость, упорство в достижении цели, общительность, коллективистская направленность, эмоциональность, отзывчивость.);
  • Педагогические умения (постановка цели и задач, организация и стимулирование деятельности и поведения детей; аналитические способности, созидательные умения – умение убеждать словом, примером, авторитетом, содействовать выработке нравственной привычки, практических умений и навыков поведения, умение располагать ребенка к воспитательному воздействию и др.).
Согласно вышеназванным положениям, программа развития педагогической культуры родителей включает следующие блоки:
  • целевой (создание благоприятных условий для регулирующих и стимулирующих ресурсов семьи и личности для решения задач воспитания ребенка;
  • ценностно-смысловой (формирование и развитие у родителей ценности служения детям, ценности семьи как социального феномена);
  • содержательный, предусматривающий: диагностику, обучение, направление установления партнерских отношений, коррекцию; 
  • процессуальный, предусматривающий организацию деятельности и закрепления полученного опыта.
Данные блоки возможно реализовать через следующие направления:

Направления работы с семьей Омского автотранспортного колледжа:

1. Ценностно-смысловое проектирование.

1.1. Выработка основных принципов взаимодействия. Содержание: наиболее значительные идеи и теории в области воспитания. Многообразие практики воспитательной деятельности. Общая логика проектной разработки инновационных педагогических процессов, формирование общей позиции всех членов педагогического коллектива и родителей, определение стратегических целей такой деятельности.

1.2. Уточнение исходной ситуации. Выявление и обоснование вариантов стратегии совместной деятельности. Оценка ресурсов семьи и его воспитательного потенциала, согласование интересов (входная диагностика, составление социального паспорта).

1.3. Обучение родителей. Практические занятия для родителей, составление индивидуальных программ воспитания.

2. Мониторинг запросов и потребностей семьи.

2.1. Социологические и маркетинговые исследования семьи. Анкетирование родителей по проблеме удовлетворенности результатами образовательного процесса в колледже, диагностика межличностных отношений «студент-студент» «родители – дети», изучение потребностей семьи, изучение потребностей студентов, составление паспорта семьи.

3. Совместная деятельность студентов, педагогов и родителей как основа создания единого коммуникативного пространства.

3.1. Определение совместных задач. Принципы моделирования совместной деятельности, определение групп родителей, участвующих в совместном проектировании. Определение этапов совместной деятельности. Реализация совместной деятельности с родителями через программы, проекты, акции.

3.2. Обновление функций родительского комитета, организация органов управления совместной деятельностью, выбор форм совместной работы.

3.3.Реализация совместных дел по блокам задач.

Образовательные задачи:

  • обогащение содержания образования (новые программы, элективные курсы согласно запросам);
  • широкое привлечение информационных и коммуникационных технологий в систему образования
Социально–воспитательные задачи:
  • обогащение содержания воспитания через адресные социальные программы, проекты
Социокультурные задачи:
  • организация досуга через культурно–досуговые, культурно–образовательные и программы;
  • организация образовательно–развивающих сред практической деятельности
Социальная защита:
  • бесплатное обеспечение отдыха детей в каникулярный период;
  • реализация реалибитаионных программ
Оздоровительные задачи:
  • реализация реалибитационных программ для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
  • организация и проведение городских акций, спортивных, развлекательных, оздоровительных программ для различных категорий студентов.
4. Соуправление

4.1. Определение задач привлечения родителей к управлению, реализация принципов соуправления. Организация органов управления с участием родителей, выбор форм, планирование и запуск их работы.

5. Коррекция.

5.1. Разработка мер по поддержке родителей в преодолении затруднений, связанных с депривацией ребенка, неразвитостью у него важных социальных качеств

5.2.Выявление проблем, составление индивидуального плана развития студента, реализация индивидуальных мер по абилитации, коррекции поведения

Формами и методами коллективной работы с родителями на уровне студенческой группы являются: праздник рождения группы, выпуск собственной газеты силами родителей и студентов, организация и проведение родительских уроков, тематические диспуты, встречи с родителями.

Среди проведенных совместных мероприятий с родителями на уровне колледжа следует назвать: представление опыта; совместные программы; совместные образовательные события; совместные социально–правовые инициативы; совместные общественно–политические инициативы; совместные программы социальной поддержки; совместные спортивно-оздоровительные программы.

Особо следует отметить направление работы со студентами, нуждающимися в поддержке. Сегодня в Омском автотранспортном колледже появилась программа, созданная педагогами, родителями и волонтерским отрядом студентов для поддержки молодых людей, находящихся в сложной ситуации или кризисной ситуации. На наш взгляд, исследование и обсуждение актуальных вопросов в студенческой среде, можно реализовать в рамках совместного общения в рамках молодежного дискуссионного клуба. 

В своей работе дискуссионный клуб объединяет усилия педагогов, родителей и волонтеров и предполагает использование таких форм работы, как групповые ролевые игры, дискуссии с применением технологии модерации, социально – психологический тренинг. При проведении клубных занятий вводится «копинг- сопровождение» - преодоление стресса, совладание с ним. Для этого студенты, под руководством родителей и педагогов принимают участие в проведении специальных упражнений « Я-концепция и представление человека о самом себе», упражнения на развитие эмпатии, используются техники социальной поддержки, мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин, их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием.

Михайлова Валерия Евгеньевна16.10.2013 10201 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Спасибо за интересную статью, Валерия Евгеньевна. flower flower flower Землячка.
avatar