РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Тематические родительские собрания - залог успешного взаимодействия семьи и школы"

Конкурсная статья "Тематические родительские собрания - залог успешного взаимодействия семьи и школы"
Грушевская Алена Анатольевна 
Минусинский сельскохозяйственный колледж 
преподаватель 

Семья – это тот инструмент, который оказывает наиболее сильное влияние на развитие и характер ребенка. Большинство современных родителей воспитывают своих детей в условиях, заметно отличающихся от тех, в которых они сами воспитывались. 

Одним из главных условий формирования полноценной личности является педагогическая грамотность родителей. Родители, хорошо понимавшие своих детей в восемь лет, перестают их понимать в подростковом и юношеском возрасте. Постепенно многие родители утрачивают взаимопонимание со своими детьми, это приводит к обострению проблемы «отцы и дети». В связи с этим, возникает необходимость расширять психологические знания родителей вообще, и в частности, знания по возрастной психологии.  

Одной из форм работы классного руководителя с родителями, являются родительские собрания. Чаще всего их проведение сводится лишь к тому, чтобы проинформировать родителей об успехах и неудачах их детей, решить какие-либо организационные проблемы, возникающие в стенах учебного заведения. Такие собрания не могут помочь сблизиться родителям и их детям, не могут помочь достижению лучшего их взаимопонимания. Работая многие годы классным руководителем, я пришла к выводу о необходимости проведения тематических родительских собраний, и успешно использую в это в своей практике. В данной статье я привожу краткое описание методики подготовки и проведения одного из таких собраний, посвященного правилам и приемам, помогающим общению родителей с детьми. Оно проводится в нетрадиционной форме заседания родительского клуба и сопровождается чаепитием для создания психологически комфортного климата. Если классный руководитель испытывает трудности в подготовке и проведении такого родительского собрания, можно пригласить психолога для совместной работы.  

Залогом успешной работы родителей на собрании является их раскрепощенность и доверительные отношения с классным руководителем и друг с другом. Выбор данной формы проведения родительского собрания возможен только в том случае, если родители не в первый раз встречаются друг с другом. В процессе совместной работы они способны поделиться опытом воспитания своих детей, проанализировать свои успехи и ошибки в этом нелегком деле, и выработать правила общения со своими детьми, которые вступили в новый возрастной период.

При подготовке мероприятия были поставлены следующие цели:

  • познакомить с правилами и приемами, облегчающими общение родителей с детьми;
  • оказать помощь родителям в осмыслении и преодолении помех и затруднений в общении с детьми в раннем юношеском возрасте;
  • расширить психологические знания родителей.
Перед проведением заседания родительского клуба студентам группы было предложено ответить на вопросы анкеты:

а) чувствуешь ли ты потребность и необходимость в общении с родителями (или другими взрослыми)?

б) чье внимание для тебя важнее всего, независимо от того, насколько хорошо понимает тебя этот человек?

в) с кем ты предпочел бы советоваться в сложной житейской ситуации?

г) хотел бы ты обладать такими же человеческими качествами, как твои родители?

д) с кем тебе легче обсуждать сложные жизненные вопросы: с друзьями, чем с родителями?

Кроме того, студенты выполнили тест на самооценку:

  • изобразите лестницу из десяти ступеней. Представьте себе, что на первой ступени стоит человек, имеющий только отрицательные качества характера, а на самой верхней – идеал, состоящий из одних достоинств. На какую ступеньку вы бы поставили себя?
Была проведена следующая подготовительная работа:
  1. Оформление приглашений для родителей:
  2. Оформление индивидуальных ведомостей успеваемости и посещаемости за месяц и характеристики на каждого.
  3. Оформление кабинета (расстановка столов для чаепития, плакаты с цитатами о воспитании, газета – фоторепортаж «Как жаль, что закончилось лето!» и «Мы и наш колледж»)
  4. Изготовление анкеты для родителей
Ход мероприятия

1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы собрания и задач, которые предстоит решить в процессе совместной работы)

2. Вступительное слово классного руководителя:

  • знакомство с результатами самооценки студентов;
  • анализ анкетирования студентов;

3. Работа родителей по определению характера своего отношения к ребенку (стратегии поведения, которую они предпочитают в отношениях с ним, особенностей своего восприятия и понимания его личности и поступков)

4. Анализ анкетирования родительского отношения

5. Выступление классного руководителя (или психолога) о возрастных особенностях раннего юношеского возраста (16 – 17 лет)

6. Решение родителями педагогических ситуаций «Давайте поделимся опытом!»

7. Формулирование родителями правил эффективного общения с детьми

8. Заключительный этап (подведение итогов)

Уважаемые родители! Я очень рада встрече с вами. У вас, несомненно, много неотложных забот, дел, но мне кажется, что главное – это воспитание наших детей. «Ведь правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А.С. Макаренко)

В качестве эпиграфа к собранию я использовала замечательные слова А. Ильенкова: «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо». Конечно же, само по себе, это чудо случиться не может. Это может произойти, только если в семье выбрана правильная стратегия и тактика семейного развития.

Но просто мечтать – мало! Нужны еще и усилия, чтобы желаемое стало действительным. А много ли времени мы уделяем своим детям? Часто мы, пытаясь оправдать себя, ссылаемся на нехватку времени: «Ну когда же заниматься с ними – работа с утра до ночи. Тут бы обуть, одеть, накормить, не до всяких там педагогических штучек»! А вот Макаренко говорил: «Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».

Именно в семье закладываются основные черты будущего взрослого человека. Из отношений отца с матерью, из их заботы друг о друге, о детях, о пожилых членах семьи – бабушках и дедушках, наши сыновья и дочери получают первое представление о добре и взаимопомощи. Длинные нотации, убеждения и наказания, как правило, либо совсем не дают результата, либо только кратковременный. А вот уважительная справедливость, дружеское участие в сочетании с принципиальной требовательностью, заинтересованность в делах, проблемах и успехах друг друга – такие отношения в семье являются залогом успеха в трудном деле воспитания наших детей.

А ведь довольно часто можно видеть в семьях такую картину: взрослые – сами по себе, а ребенок либо с телевизором, либо с компьютером. Как хорошо! не пристает и можно спокойно отдохнуть. Порой мы открытым текстом говорим: «Пойди и займись своими делами – не крутись под рукой!»

Дети, не получающие в семье тепла, ласки, не приученные к общению с родителями, вынуждены искать пищу для души на стороне, отдаляясь от нас все дальше. Взрослые не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях, мы должны их предугадывать и предупреждать. Необходимо поставить дело так, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось рассказать, чтобы они были заинтересованы в нашем знании. Зная своего ребенка, мы всегда сможем вовремя ему помочь.

Что говорят наши дети: «Удивительно, у мамы времени хватает на все и всех, кроме меня. Вчера по часам следила: 40 минут по телефону болтала – а для меня 10 минут выкроить не может». Почему наши дети так любят болеть – потому, что мы в это время нежны с ними, мы сидим у их постели, мы гладим их по горячей голове, в наших глазах – любовь и участие. Но ведь близкие отношения нужны нашим детям всегда.

Существует несколько стратегий общения родителей с детьми («маленький неудачник», «кооперация», «принятие-отвержение» и т.д.).

Родителям необходимо пополнять багаж своих знаний, касающихся особенностей психологии юношеского возраста и это поможет им пересмотреть свое отношение к ребенку или наоборот утвердится в мысли, что они все делают правильно. Ведь период юношества – не менее сложен, чем подростковый период!

Попробуйте решить несколько педагогических ситуаций, которые могут произойти в вашей жизни.

  1. Ваш ребенок поздно вернулся домой, в компании сверстников. Они живо обсуждают прошедшую дискотеку и никак не могут расстаться, стоя возле подъезда. Их громкие разговоры беспокоят жильцов, те выражают свое недовольство. Что вы предпримете?
  2. Ваш сын (дочь) влюбился в первый раз по-настоящему. Его избранница, по вашему мнению, ему совсем не подходит и плохо на него влияет – стал хуже учиться и пропускать занятия, пропадает вне дома. Ваши действия?
  3. Ваш ребенок пришел домой в нетрезвом виде. Ваши действия?
  4. Каждое утро ваш ребенок отправляется в колледж, и вы совершенно уверены в том, что он исправно посещает занятия. В конце месяца вам звонит классный руководитель и приглашает вас в колледж для беседы по поводу большого количества прогулов вашего ребенка. Ваши действия?
Коротко можно сформулировать несколько основных правил общения для родителей с их детьми:
  1. Стремитесь сопереживать ребенку и ценить его
  2. Не стремитесь управлять жизнью ребенка
  3. Любите ребенка и будьте открытыми его сердцу
  4. Стремитесь помочь ему найти себя в этом мире
  5. Относитесь к ребенку как к личности
  6. Умейте слышать и слушать
  7. Не выступайте в роли сурового оценщика и судьи, пытайтесь внимательно выслушивать и понимать его, поддерживайте добрым словом, поступком.
Все родители согласны с тем, что воспитание в семье - это трудная и кропотливая работа. Наши дети достойны того, чтобы к ним относились как к личностям, понимая и поддерживая их на сложном жизненном пути.

Вся жизнь наших детей состоит из проблем. И кто, как не родители, должны стать настоящими друзьями детей. Будьте готовы к тому, чтобы уметь понять и разделить их проблемы и трудности. Да, кое-что вы забыли из школьной программы, но на вашей стороне житейский опыт, возраст. Ведь не только маленьким детям, но и подросткам, юношам надо всегда знать, что есть на свете такой человек, который поймет и защитит. Ведь у них есть то, чего нет ни у какого другого ребенка на свете. Это ваш сын! Ваша дочь! Они похожи на вас лицом и улыбкой. Они ждут вас. И это самое радостное, что есть у нас с вами в жизни.

Грушевская Алена Анатольевна16.10.2013 10752 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

статья содержательная! класс!
avatar
0
2

Здорово!Такие родительские собрания в колледжах помогают осознать родителям, что их ребенок вырос, но характер и его личностные качества продолжают формироваться.И кто , как не родители , должны в любой ситуации принять и понять своего взрослого ребёнка!
avatar