РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Взаимодействие семьи и колледжа в образовательном процессе"

Конкурсная статья "Взаимодействие семьи и колледжа в образовательном процессе" Катюхина Галина Александровна
ТОГБОУ СПО «Моршанский строительный колледж»
преподаватель высшей категории спецдисциплин,
зав. отделением «ЭиБУ», «Компьютерные сети»

Колледж, как и любые другие образовательные институты государства необходимо рассматривать, как один из важнейших образовательных этапов в общественно-социальном развитии человека. В ходе контакта с образовательной средой создаются все условия для профессионального, интеллектуального и нравственного развития обучающегося. В процессе обучения, начиная с первого и заканчивая последним курсом, сознание ребенка непрерывно меняется и развивается от подросткового к зрелому, способствуя формированию молодого специалиста, готового стать полноценным членом общества.

Взаимодействие с семьей сложная, актуальная работа как колледжа в целом, так и каждого преподавателя. 

Процесс обучения представляет собой комплексную работу колледжа, обучающегося и его семьи:

  • колледж выступает образовательным институтом с обратной связью, которая является результатом непосредственного образования и собственного осознания полученных знаний самим студентом, а также как результат педагогической работы, культурной и нравственной жизни колледжа;
  • семья должна способствовать обучению ребенка, мотивировать и помогать получить полноценное образование. 
Непосредственная роль семьи в процессе обучения, прямо пропорциональна культурному, нравственному, моральному и интеллектуальному уровню развития ее членов и чем выше этот показатель, тем более благоприятным будет климат для процесса обучения, и наоборот. Сухомлинский В. А. утверждал, что необходимо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности зависит качество образовательного процесса. Именно поэтому так важно находить контакт с родителями и наполнить жизнь студента интеллектуальным и культурным трудом, оказать в случае необходимости профессиональную педагогическую помощь, разрабатывать совместную с родителями стратегию для мотивации студентов к обучению. Одним из результатов внеклассной работы должен быть вывод о том, что обучающийся получает достаточное содействие в семье и отсутствие обременяющих факторов. В случае выявленной необходимости педагог корректирует в нужном направлении либо индивидуальное воспитательное воздействие на студента, либо работает с семьей обучаемого для выработки общей линии взаимодействия с ребенком, при необходимости объясняя родителям важность тех или иных действий для мотивации или помощи учащемуся.

Образовательный процесс – это взаимодействие:

1) колледжа и обучающегося:

  • понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
  • освоение дисциплин;
  • обучение профессиональным навыкам, использованию информационно-коммуникационных технологий;
  • мотивация к организации собственной деятельности, определению методов и способов выполнения профессиональных задач;
  • мотивация к познанию и проявлению к профессии устойчивого интереса;
  • мотивация к физкультурно-оздоровительной деятельности для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
  • педагогическое воспитание нравственности в обучающихся;
  • помощь в понимание окружающего мира;

2) родителей и обучающегося:

  • мотивация к процессу обучения;
  • мотивация к саморазвитию;
  • понимание картины и требований окружающего мира;
  • создание благоприятного внутреннего климата;

3) колледжа и родителей:

  • изучение условий семейного воспитания;
  • проведение анкетирования у обучающихся для выявления требующих помощь;
  • проведение родительских собраний с анализом учебной деятельности и рекомендациями преподавателей, знакомством с эмоциональным климатом в группе, обсуждением организационных вопросов;
  • работа с родителями неуспевающих студентов;
  • профессиональная помощь и содействие в воспитании студента;
  • информирование о деятельности образовательного учреждения;
  • проведение «Дня открытых дверей» с демонстрацией художественной самодеятельности;
  • вовлечение в разнообразную внеклассную работу, в Совет студенческого самоуправления.

Также работу за осознание и взаимодействие семьи, колледжа и обучающегося необходимо вести по направлению правильного понимания окружающего мира, нравственного образа жизни, мыслей и поведения. Самым эффективным способом работы является ограждение от негативной информации путем повышения сфер интересов и побуждения студентов к самосовершенствованию. 

Иллюстрацией внутренней работы над собой может служить стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого [2]:

"НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ!"

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!»

Особое место в формировании личности студента занимает квалификация самого преподавателя. Именно его способность находить контакт с обучающимися и родителями является одним из важнейших факторов обуславливающих успешность процесса обучения.  

В связи с этим перед педагогическим составом стоит ряд задач:

  • достижение высокого профессионализма в предметной области;
  • знание психологии семейных взаимоотношений и процессов переходного возраста;
  • повышение квалификации путем участия в конференциях, конкурсах, круглых столах, проведение семинаров, прохождении профессиональных курсов; изучение новых информационных ресурсов;
  • практическое использование информационных технологий для увеличения доступности, наглядности при объяснении материала; а также участие в разработке личного сайта преподавателя, сайта учебного заведения и многое другое.
Проанализировав освещенные задачи, стоящие перед педагогическим составом колледжа, необходимо подчеркнуть - между колледжем, семьей и обучающимся существует симбиотическая связь, в которой:
  • студенты добросовестно проходят обучение;
  • семья стремится создавать благоприятный климат для ребенка;
  • преподаватель выполняет непосредственное обучение дисциплинам, в случае необходимости должен уметь мотивировать обучающегося на осознание и устранение мешающих тому факторов.
Целью колледжа является получить не только успешного молодого специалиста по завершению обучения, но и Человека с большой буквы, достойного гражданина своей страны, великой России!

Список используемых источников:
1. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. Том 3. / В. А. Сухомлинский - «Педагогика», 1981 г.
2. Заболоцкий Н. А. Не позволяй душе лениться! [Электронный ресурс] / Н. А. Заболоцкий. - URL: http://www.kostyor.ru/poetry/poem43.html – 05.10.2013 г.

Катюхина Галина Александровна16.10.2013 14170 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar