РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья «Особенности работы учителя индивидуального обучения на дому с семьями обучающихся коррекционной школы VIII вида».

Конкурсная статья «Особенности работы учителя индивидуального обучения на дому с семьями обучающихся коррекционной школы VIII вида». Матвеева Виктория Валентиновна, 
МБСКОУ СКОШ VIII вида г. Ельца, 
учитель индивидуального обучения.  

Семья является первым социальным обществом человека, в котором он развивается, учится всему, где закладываются основы личностных качеств. Затем школа продолжает эту миссию. Семья и школа являются общественными институтами становления личности человека, стоят у истоков формирования нашего будущего. Но всегда ли семья и школа понимают друг друга, умеют взаимодействовать?

Достижение тактичного и терпеливого взаимодействия с родителями школьников, согласия в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности – одна из основных задач педагога.

Я работаю учителем индивидуального обучения в коррекционной школе VIII вида с детьми – инвалидами по медицинским показаниям обучающимся на дому. Каждое моё посещение ученика предполагает встречу и общение с его семьёй. Поэтому необходимо с первых дней установить с родителями добрые взаимоотношения.

Каким образом это можно сделать? Прежде всего, чтобы работать в школе, тем более с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо их любить. Педагог должен любить детей и уважать родителей независимо от особенностей ребёнка, качества его учёбы и дисциплинированности, от социального статуса и пр. Учитель должен уважать личность ребёнка, знать его интересы и стремления, уметь вовремя прийти на помощь. И родители, и ребёнок чувствуют искреннее расположение учителя, и платят ему тем же. Даже высокая требовательность и строгость учителя должны сочетаться с любовью.

Работу с родителями начинаю в самом начале учебного года (в августе – сентябре). Прошу родителей помимо традиционных сведений рассказать об интересах ребёнка, любимых занятиях, любимых играх, книгах, о домашних обязанностях; интересуюсь, кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка, как ребёнок ведёт себя в общении с посторонними людьми, другими детьми и т.п. С целью предотвращения трудностей в воспитании, в индивидуальном подходе, в определении путей взаимодействия с семьёй пытаюсь выявить с помощью родителей положительные черты и недостатки ребёнка.

Затем знакомлю родителей со своим видением воспитания детей, требованиями к процессу воспитания и обучения.

В процессе работы выявляю имеющиеся проблемы родителей в воспитании ребёнка; интересуюсь, какую консультацию они хотели бы получить. Общую проблему нескольких семей предлагаю обсудить на школьном собрании. Для решения индивидуальных проблем даю советы из опыта работы, подбираю соответствующую литературу, организую встречи со специалистами школы: психологом, социальным педагогом, логопедом, с другими родителями, которые сталкивались с подобной проблемой.

При общении с родителями стараюсь всегда придерживаться следующих правил:

  • всегда можно найти, за что родителям сказать «спасибо»;
  • корректно, с учётом предполагаемой реакции сообщать родителям о неудачах, плохом поведении ребёнка;
  • не говорить в гневе, не поучать, а только советовать;
  • не ругать ребёнка, а мягко указать, в чём его проблема;
  • своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что я – их друг, который всегда постарается помочь. 
Опираясь на свой 13-летний опыт работы учителем индивидуального обучения, а также на опыт коллег, я считаю, что можно условно выделить 3 основные категории семей: «участливые», «сомневающиеся», «требующие». Соответственно, работа учителя в каждой семье имеет свои особенности.

Первая категория – «участливые» семьи, которые обеспечивают необходимые условия для обучения, комфортные ребёнку и учителю. Организуют рабочее место, приобретают школьные принадлежности, нужный дидактический материал, выполняют с ребёнком домашние задания, выполняют рекомендации педагога. Они реально оценивают возможности своего ребёнка, понимают, что совместными усилиями школы и семьи можно достичь положительных результатов. С такими родителями легко и приятно взаимодействовать.

Вторая категория семей – «сомневающиеся» семьи. От них часто можно слышать вопросы: «А надо ли этих детей учить? Есть ли смысл? Можно ли их чему-то научить? Для чего?» Кто-то обеспечит ребёнка всем необходимым для учёбы, но махнёт рукой – «всё равно без толку», а кто-то всё повесит на плечи учителя - «раз пришли учить, учите как есть, лишних денег в семье на канцтовары, нормальную организацию рабочего места ребёнку нет». Таким родителям приходится напоминать, что образование в нашей стране доступно и обязательно для всех граждан, показывать им целесообразность коррекционных занятий и уроков для развития ребёнка, таких родителей приходится постоянно подбадривать, поднимать им дух.

Для этого надо показывать все, даже малейшие продвижения в развитии, воспитании, обучении их ребёнка, обращать их внимание на проявление ребёнком положительных качеств в различных ситуациях. Недопустимо сообщать родителям только о педагогических трудностях, о слабых достижениях ребёнка, недостойном поведении. Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения, чтобы у родителей опускались руки, ожесточалось сердце, а у детей угасало желание быть хорошим. 

В нашей школе обучаются дети и из неблагополучных семей. И мне нередко приходится до родителей доносить мысль о том, что условием счастливого детства ребёнка, источником благополучия в семье является любовь родителей к своему ребёнку. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их нехватку. Ребёнок должен быть уверен, что любим, что у него есть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от всяких невзгод, что он тоже может любить безгранично. Такая любовь создаёт у маленького человека чувство душевного покоя, защищённости. Ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, выбирает друзей, увереннее идёт по дороге жизни. Любовь, доброта, нежность, ласка, которые ребёнок получает в детстве, в последующем помогут ему в решении сложных жизненных задач.

Третий тип семей – «требующие» быстрых и высоких достижений в обучении ребёнка. С такими родителями приходится сложнее всего. Родители часто «присутствуют» на уроках: либо садятся рядом с ребёнком, либо оставляют открытой дверь, находясь в соседей комнате или, просто напросто, подглядывают в щёлку двери. Они часто неадекватно, завышено оценивают развитие своего ребёнка, его способности. А при отсутствии видимых результатов после нескольких уроков, начинают винить учителя в некомпетентности, просят «поменять на другого». В то же время, домашние задания с ребёнком они чаще всего не выполняют, объясняя это тем, что «ребёнок их не послушался, отказался», «не смогли его заставить», «он сидит и занимается только с учителем» и т.п.

Особенность детей с ОВЗ (с умственной отсталостью) состоит в том, что результат кропотливого труда учителя не всегда сразу виден, это может произойти и через довольно длительное время (в зависимости от медицинского диагноза). Приходится очень тактично показывать родителям, что ребёнок «особенный» и возможности его «особенные», поэтому результаты отличаются от ожидаемых.

В результате многолетней работы с обучающимся на дому учитель становится в семье ребёнка близким и родным человеком, в курсе их житейских событий, готовым разделить с ними радости и печали.

Матвеева Виктория Валентиновна16.10.2013 34061 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Работа очень понравилась,Спасибо,
avatar