РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений родителей и детей с целью снижения школьной тревожности"

Конкурсная статья "Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений родителей и детей с целью снижения школьной тревожности" Букатова Марина Сергеевна,
ГБОУ РХ "Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Радость", 
педагог-психолог

Ребенок, поступая в среднюю образовательную школу, нередко обнаруживает недостаточную сформированность высших психических функций и субъективно оказывается неготовым к обучению. Это означает, что младший школьник оказывается неспособен не только усвоить предлагаемый материал, но и просто высидеть 45 минут на уроке. Тогда мы имеем дело с тем, что ребенок начинает любыми способами избавляться от напряжения – ерзает, задирает других учеников, вскакивает, выкрикивает с места. Естественно, новоиспеченный ученик теряет интерес к обучению, не желает ходить в школу и делать уроков.

Описанная ситуация является одной из основных причин обращения родителей младших школьников к нам в «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость». Специфика нашего учреждения не предполагает непосредственного взаимодействия со школой, но запросы, связанные с проблемами адаптации и школьной тревожности поступают довольно часто. 

Проблема усугубляется тем, что родители постоянно недовольны своим ребенком, его успеваемостью. В попытках исправить ситуацию они начинают насильственным путем заставлять ребенка учиться. Изо дня в день вступают с ним в конфликты, обвиняют в неудачах и ставят в пример других учеников. Результат оказывается очень печальным.

Немногие задумываются и учитывают, что школьная тревожность связана не только с несфомированностью высших психических функций, отсутствием школьной мотивации, но и с нарушением взаимоотношений родителей и детей. Родитель, сам того не ведая, предъявляя к своему ребенку завышенные требования, провоцирует появление страха школы и ощущение собственной несостоятельности ребенка. 

Проанализировав множество случаев обращений клиентов к нам в Центр, была построена коррекционно-развивающая работа, включающая два направления:

  • индивидуальные занятия с ребенком;
  • коррекция отношений родитель - ребенок.
Основным методом в реализации этих направлений стала арттерапия как уникальный способ отреагирования негативных эмоций и переживаний.

В рамках коррекционно-развивающих занятий на снижение школьной тревожности важным является не только индивидуальная психолого-педагогическая работа с ребенком, но и коррекция детско-родительских отношений.

Ребенку и родителю предлагается рисование гуашью, карандашами, пальчиковыми красками. Возможно использование и необычных материалов для рисования – клейстер, сухие листья. Особое внимание уделяется рисованию пальцами, ладошками. Насыщенный цвет и манипуляции с ним даже взрослыми людьми носит мощный психотерапевтический эффект. (В нашей практике девочка смогла избавиться от непреодолимого страха крови просто в результате рисования пальцами, ладошками красной краской). Рисование предлагается не только на простых листах бумаги, но и на ватмане, что позволяет использовать обводку конура тела ребенка и проработку на этом контуре чувств и эмоций.

Ниже приводим описание одного занятия с мальчиком Мишей и его мамой. У мальчика наблюдается высокий уровень школьной тревожности, отсутствие учебной мотивации, наличие игровых мотивов, проблемы в общении со сверстниками (агрессивное поведение – драки, бранные слова).

Занятие проходило в сенсорной комнате, в комфортной обстановке. В некоторых играх и упражнениях участвовал сам психолог. Помимо арттерапевтических техник в занятие включаются и тренинговые упражнения.

I этап. Приветствие, настрой на работу.

Упражнение №1. «Подарок». Мама, ребенок и психолог дарят друг другу воображаемые подарки без помощи слов, использую жесты и мимику. (Мама дарила ребенку машинку, велосипед, а мальчик - мячик, цветы).

Упражнение № 2. «Я люблю в тебе». Мама и сын говорят по очереди, что они любят друг в друге. Уже на этом этапе мать и сын испытывают затруднения, и мама призналась, что ей гораздо легче видеть в сыне отрицательные стороны, чем положительные. 

Мама: Я люблю в тебе, что иногда ты слушаешься и хорошо учишься.
Миша. Я люблю тебе то,…(молчание) …не знаю…., что ты помогаешь мне делать уроки.
Мама. Я люблю в тебе то, что ты хозяйственный и помогаешь мне.
Миша. Я люблю в тебе то, что ты красивая.
Мама. Я люблю в тебе то, что ты спортсмен и целеустремленный.
Миша. Я не знаю, что сказать… Ммм…Я люблю в тебе то, что ты убираешься.

В процессе обсуждения данного задания выяснилось, что мама не говорит о своих чувствах, и Миша не знает или не может объяснить, что мама за человек и какими качествами обладает.

II этап. Основной. 

Родителю и ребенку предлагалось выполнить задание из арттерапевтических альбомов Е. Васиной, А. Барыбиной (взрослый и детский варинт). Применение альбомов в работе с семьей позволяет актуализировать различную проблематику детско-родительских отношений: уровень принятия, доверия, совместную деятельность.

Упражнение № 3 «Зеркала». Психолог дает задание родителю и ребенку нарисовать на «зеркалах» положительные и отрицательные моменты общения. Сквозной нитью через все задания проходит тема школы и поведения ребенка в школе. Исключением не стало и это упражнение. Миша отметил такие отрицательные моменты общения, как плохие оценки и следующее за этим наказание. Мама также отметила плохие оценки, поведение и «плохие слова». Положительные моменты общения также связаны со школой – это пятерки, похвала за хорошие оценки, а мама нарисовала мальчика внутри зеркала, вокруг которого «летают» пятерки и четверки, а также подписи – «хороший, умный», «внимательный, послушный».

Не трудно предположить, что между членами семьи, где отсутствует качественное общение, а все разговоры сводятся к тому, что ребенок хулиган, двоечник привели к нарушениям взаимодействия, эмоциональной дистанции, тотальному контролю со стороны матери и отсутствию доверия и сотрудничества.

Упражнение № 4 «Моя мама в детстве» и «Мой ребенок взрослый». Матери предлагается нарисовать своего ребенка взрослым и рассказать о своем рисунке. Ребенок же в свою очередь изображает мать в детстве. Данное задание вызывает массу эмоций, как положительных, так и отрицательных. Как правило, родителю нелегко представить своего ребенка взрослым и эмоционально дистанцироваться от него даже в воображении. Предлагаются вопросы для обсуждения: трудно ли быть взрослым? Трудно ли быть ребенком? Миша при обсуждении упражнения сказал, что ему трудно быть ребенком, т.к. его «не понимают». Мама говорила о том, что все-таки взрослой ей быть легко, но можно было бы ненадолго вернуться в детство.

III этап. Заключительный.

Рефлексия своего состояния. Прощание. Участники занятия делятся своими впечатлениями и рассказывают о более запомнившихся моментах.

Итак, психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений родителей и детей играет существенную роль в работе по снижению школьной тревожности. Использование арттерапии способствует регулярному включению родителей в пространство совместной психологической работы и появлению позиции сотрудничества у всех участников этого процесса. Помимо этого расширяет спектр тем в общении с ребенком, стимулирует изменения в их взаимоотношениях, пробуждает творческую активность, дает возможность детям и родителям прикоснуться к картине мира друг друга. Взрослый получает в процессе выполнения арттерапевтических упражнений ценный опыт общения с собственным ребенком в специально организованных беседах. Ребенок в свою очередь имеет возможность высказать свои чувства без страха быть «неуслышанным» или осужденным со стороны родителя. Это позволяет гармонизировать отношения с ребенком, достичь более глубокого взаимопонимания и доверия. 

Именно понимание родителем чувств ребенка, его трудностей, связанных с обучением, выводят на более качественный уровень общение родителя и ребенка. В результате ребенок испытывает меньше тревоги при своих неудачах в школе, т.е. происходит снижение школьной тревожности.

Букатова Марина Сергеевна16.10.2013 21346 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 6
avatar
0
1

Интересный способ преодоления школьной тревожности. Мне впервые встретился этот термин - арттерапия. Хотя я слышала, что рисованием лечат психические заболевания, но что так могут заниматься с детьми и родителями психологи, не знала. Здорово! Наверное, это можно использовать и школьным психологам?
avatar
0
2

Большое спасибо за комментарий. Конечно, школьный психолог может использовать арттерапевтические техники в своей работе. Мало того, в работу с эмоциональными проблемами: страхами, тревожностью, неуверенностью в себе даже просто необходимо включать данные техники. Мы можем рисовать наши чувства, лепить и тем самым уменьшать их интенсивность.
avatar
0
3

очень интересная статья!!! необычный подход!
avatar
0
4

да, мне также понравилось. некоторые техники приму на заметку:)
avatar
0
5

Часто надо воспитывать не столько ребенка, сколько родителей. Автору удалось показать, как это делается у них. К сожалению, не все родители поддаются воспитанию и идут на контакт . Побольше бы таких понимающих родителей.
avatar
0
6

Интересная статья!
avatar