РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Педагог и родитель: на пути к эффективному взаимодействию"

Конкурсная статья "Педагог и родитель: на пути к эффективному взаимодействию" Киселева Марина Сергеевна 
ГБОУ СПО "Кстовский нефтяной техникум им. Б.И. Корнилова" 
преподаватель русского языка и литературы 

В современном обществе проблема воспитания стоит как никогда ранее остро. И дело, на мой взгляд, заключается даже не столько в привитии морально-этических норм и эстетических ценностей, сколько в недопущении победы пагубного влияния уличных поведенческих особенностей в детской душе.

На протяжении длительного времени образовательные учреждения различных ступеней наряду с просветительской выполняли и воспитательную функцию, в большей степени навязанную им извне законодательно. То есть, таким образом, данное совмещение вызвало в общественном сознании некоторый перекос. Я имею в виду восприятие родителями школы как главного воспитателя их детей.

В ходе педагогической деятельности мне приходилось сталкиваться и с крайней полярной позицией пап и мам: «Вы школа, вот вы и воспитывайте!». То есть родители в попытке самоустраниться и оправдать недостатки (а возможно, и отсутствие домашнего воспитания) стремились переложить ответственность за своих детей на педагогов.

В перестроечные годы государство «освободило» образование от воспитательной составляющей. Это привело к тому, что родители зачастую оказывались педагогически некомпетентными и просто неготовыми остаться с детьми один на один. Получив основы воспитания и нравственности ещё в советской школе, выросшие выпускники не смогли передать элементарные принципы и правила поведения детям.

Прикрываясь общественно-политическими изменениями, происходившими в стране, родители расписались в собственном бессилии. Многие граждане не смогли найти себя в изменившихся условиях нарождающегося капитализма, тем самым по инерции капитулировав и в семейном быту.

Таким образом, поколение «лихих 90-х» выросло, как сорная трава на безжизненной почве разрушенного общества.
Смелые, свободные, дерзкие, не получившие толком образования, прикрывающие душевную пустоту приверженностью западному стилю жизни, не имеющие нравственных принципов и моральных ориентиров юноши и девушки в начале 2000-х сами стали родителями…

Произведя на свет ребенка, многие из них посчитали, что свой долг перед обществом выполнили в полном объеме. Поэтому и переполнились детские дома. Страна, накрытая волной беспризорничества, содрогнулась от всплеска подростковой преступности.
Атеистическая советская пропаганда довершила процесс общественного разложения. Отсутствие религиозных верований спровоцировало лавину социального сиротства.

Ощущение потерянности, личной ненужности, чуждости всему и всем разрушительно сказалось на сохранении института семьи в целом.

Образование оказалось на грани выживания, связи полноценного взаимодействия с семьей были нарушены и практически утрачены.

По прошествии нескольких лет ситуация в стране более или менее нормализовалась и вошла в привычное русло.
Я глубоко уверена, что основы воспитания личности должны закладываться в семье. Семья – это исток человеческой личности, и от чистоты её начал зависит течение всей будущей жизни. От крепости основ семейного воспитания зависит направленность развития индивидуальности ребенка.

Даже в детский сад дети приходят уже имеющими свои психологические и поведенческие особенности, которые иногда разнятся с правилами общежития в коллективе.

Таким образом, уже воспитатели детского сада вынуждены бороться с некоторыми особенностями семейного воспитания.
К моменту поступления в школу все недостатки родительского контроля и влияния становятся явными и заметными.
Школа, несомненно, является эффективным и действенным воспитательным инструментом, но это в случае сотрудничества с семьей. Бывают случаи, когда педагоги сталкиваются не просто с безразличием со стороны родителей, но и с активным сопротивлением воспитательному воздействию со стороны школы.

Даже кажущиеся благополучными семьи не всегда стремятся к активному сотрудничеству и взаимодействию, что уж говорить об асоциальных семьях…

По роду деятельности я являюсь педагогом учреждения среднего профессионального образования, и сами учебные дисциплины, которые я преподаю, призваны не только обучать, но и воспитывать. Это «русский язык» и «литература».

Сколько замечательных поведенческих примеров подарила нам классическая литература! Но как бы я ни пыталась убеждать в их вневременном значении и актуальности, восприятие современного юношества говорит, что они безнадежно устарели. То есть устарели такие понятия, как честь, порядочность, благородство, способность к самопожертвованию…
Студенты искренне полагают, что эти душевные качества невостребованы в современном обществе, а значит, они и не нужны. А если пытаться следовать им, то самое малое – прослывешь «белой вороной».

Навязанные западные ценности нивелируют нас как нацию. Исподволь, с каждым новым поколением, мы теряем индивидуальность и самостоятельность как народ, подрываются многовековые ментальные основы социума…
По моему мнению, такое прозападное поведение и отношение к жизни, бурным потоком льющееся с экранов телевизоров и пропагандируемое средствами массовой информации, губит молодое поколение. А соме горькое, что совершается это с молчаливого согласия их родителей.

Семья – это начало начал. Мы привыкли к этой избитой истине и мало задумываемся над ней.
Но не бывает так, что если педагоги в школе или техникуме говорят одно, а в семье подросток видит преклонение совершенно перед иными, материальными ценностями, то он сможет сделать правильный выбор в пользу духовности, а не прагматичности.
Работа с семьей – процесс сложный и чрезвычайно деликатный. Он включает в себя много аспектов и предполагает протяженность во времени.

Мало диагностировать проблемы воспитания в семье, необходимо разработать план работы, маршрут, по которому следует двигаться педагогу для коррекции этих недостатков и пробелов.
А вот в таких ситуациях я каждый раз ощущаю себя сапером на минном поле, потому что универсальных «рецептов» просто не существует. Выручает только разнообразный арсенал педагогических методов и приемов и, как ни парадоксально, опыт и прошлые ошибки.
Зато как радуют первые небольшие успехи, когда родители начинают поворачиваться к школе лицом и хотя бы прислушиваться к словам педагогов!

Удивительно, но родители почему-то считают своих детей в 15 – 16 лет уже взрослыми и гораздо больше верят им, чем преподавателям. Очень сложно мотивировать родителей даже к тому, чтобы они узнавали об успеваемости и посещаемости подростков, не говоря уже о заинтересованности событиями из жизни образовательного учреждения.

Каждый раз на родительском собрании меня неприятно поражает фраза: «Ну если что-то произойдет, вы же позвоните!» Конечно, это моя обязанность, но у меня в группе 30 индивидуальностей со своими причудами и проблемами! Не получится ли так, что я позвоню, когда проблема уже назреет и станет очевидной?

Родители в погоне за материальными благами не успевают (по их словам) и не желают (по моему мнению) даже разговаривать с детьми… Какое уж тут духовное развитие и гармоничное воспитание!

Да, часто нам, педагогам, приходится долго стучать в закрытую дверь глухого непонимания и нежелания родителей знать, что кроме их «взрослых» проблем, существуют ещё и «детские», которые тоже необходимо решать.

Я считаю, что взаимоотношения семьи и школы должны быть двусторонними. Взаимодействие предполагает заинтересованность обеих сторон в результате. Хотелось бы, чтобы родители не считали усилия педагогов вмешательством в личную жизнь. Конечно, сама профессия учителя подразумевает тактичность и деликатность, никакого менторского тона и давления быть не должно.
В настоящий момент могу только посетовать на отсутствие действенных мер некарательной направленности по отношению к родителям. Да и официальные формулировки типа «за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей» доверительности у них не добавляют.

В подростковом коллективе приходится сталкиваться с девиациями различного рода. Всё ясно, когда речь идет об откровенно асоциальном поведении. Механизм работы с такими детьми отработан до автоматизма: профилактические беседы, вызов на Совет по профилактике, письмо в ОДН, постановка на учет, комиссия КДН, штраф родителям…

Но в том-то и проблема! Как можно говорить о налаженности механизма, если речь идет о живых детях! у каждого самого отпетого хулигана есть свои причины девиантного поведения и совершения правонарушений. Иногда это действительно вызов обществу, но по собственному опыту могу сказать, что чаще всего это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание.
Ну а если в семье не объяснили, как и чем следует обращать на себя внимание, то подростки идут по пути наименьшего сопротивления.

В каждом детском коллективе очень четко выстроена социальная иерархия. Всегда найдутся «изгои», не принимаемые остальными. В лучшем случае они общаются между собой или держатся обособленно, каждый сам по себе. Но в любом случае такие подростки глубоко переживают свою отверженность.

Приглашение к педагогу-психологу скорее вызывает у родителей какой-то суеверный страх и категоричные возражения, отказ от «постановки диагноза», по их мнению. Не слишком-то пока ещё прижилась в нашем обществе практика общения со специалистами такого рода.

Мне кажется и педагогам и родителям необходимо быть более открытыми друг с другом, более честными что ли… Педагог должен стать другом, союзником семьи в процессе воспитания и образования ребенка.

Налаженный контакт с родителями обеспечивает успешное и эффективное сотрудничество. Ведь цель, которую преследует и образовательное учреждение и родители, благая: воспитание человека, который уверенно пойдет по жизни, не поступаясь моральными принципами, и, возможно, станет ЧЕЛОВЕКОМ, которым мы будем гордиться!

Киселева Марина Сергеевна16.10.2013 8670 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar