РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Работа с семьёй и Гражданско-патриотическое воспитание"

Конкурсная статья "Работа с семьёй и Гражданско-патриотическое воспитание" Пономарева Светлана Александровна, 
учитель английского языка 
МБОУ "СОШ п.Харута" 

Родительские собрания на протяжении многих лет остаются одной из самых распространённых форм работы с родителями. Некоторые могут поспорить и сказать, что новое время требует новых форм. Вовсе нет. Собрание продолжает оставаться наиболее актуальной формой работы классного руководителями с родителями учащихся. Однако некоторое обновление всё-таки необходимо, и оно может касаться как тем, к которым обращаются классные руководители при подготовке к собраниям, так и форм проведения этих собраний.

Считаем, что главная задача родительского собрания должна быть в просвещении родителей, повышении их компетентности, в активном участии в формирования личности ребёнка, в том числе через работу родительского комитета.

В данной статье описывается собрание, которое требует активного вовлечения родителей и детей в совместные размышления, анализ и поиск решений. При этом проводится взаимосвязь между семьёй и Родиной. После каждого этапа собрания учитель предлагает детям и родителям обсудить высказывания великих людей, что как раз и способствует более полному сопоставлению понятий «семья» и «Родина».

Представляется, что такое сотрудничество классного руководителя с родителями может принести более реальную пользу в деле воспитания детей.

Поэтому в данном родительском собрании представлены элементы методик самопознания и самовоспитания, с помощью которых педагог может успешно организовать стимулирование самовоспитания школьников, а учащимся и родителям – включиться в процесс самоактуализации.

Цель: 

  • установить взаимосвязь между отношениями в семье с отношением к окружающему миру (людям, событиям, явлениям, Родине в целом)

Задачи:

  1. выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;
  2. развивать способность делать выводы по прослушанному и услышанному и прийти к определённым заключениям;
  3. дать возможность услышать мнения родителей и детей в частично неформальной обстановке;
  4. снять психологическую закрепощённость в общении между родителями и детьми;
  5. привлечь родительский комитет для чтения притч.
Содержание

1 этап собрания - Информационная часть

В этой части классный руководитель обращается к родителям, сообщает, что на собрании они будут говорить о родителях и детях, о том, какую роль в воспитании играют семья (мама и папа) и школа. Почему именно в таком тандеме? Всё просто, семья и школа – это два основных социальных института, и от их согласованных действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Чтобы вырастить полноценного человека, высоконравственную, культурную, творческую и социально зрелую личность, любящую и уважающую окружающую его действительность и свою Родину, необходимо, чтобы дети любили и ценили свою семью.

То, каким вырастет ребёнок, как он будет относиться к окружающим его людям и вещам, к Родине, определяется положением ребёнка в системе семейных отношений.

2 этап - Притча о матерях

Родителям и детям предлагается послушать одну притчу о матерях. После её прослушивания детям предлагается ответить на вопрос: А они поступят также со своими матерями, в подобной ситуации? Одобряют ли они такое поведение детей? Здесь желательно привлечь родительский комитет, так как один из его членов выступит в роли чтеца.
После обсуждения притчи желательно обратить внимание на следующий афоризм.
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери (Ю.Яковлев)

3 этап - Притча об отце и сыне

Родителям и детям предлагается прослушать ещё одну притчу об отце и сыне. После её прослушивания детям предлагается ответить на вопрос: а они поступали также как этот сын? Заставляли ли своими поступками своих отцов стыдиться своих детей? Здесь желательно привлечь родительский комитет, так как один из его членов выступит в роли чтеца.
Затем обращается внимание на следующие афоризмы.

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты (И.М.Карамзин)
Мысль о том, что я сын хорошего отца, останавливала меня от дурных поступков (П.Нащокин из письма А.С.Пушкину)

4 этап - Результаты практикума: Зачем человеку мама (папа)?

Сначала учитель просит родителей дать ответ на этот вопрос, и только после этого знакомит с ответами учащихся, не называя имён. В конце делается сравнение, совпали ли мнения детей и родителей. Здесь стоит узнать у детей, изменились ли их мнения после того, как были прослушаны все варианты ответов.

5 этап - Результаты практикума: Какой я сын? Какая я дочь?

Учитель рассказывает, что учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты, и знакомит учащихся и их родителей с итогами, не называя имён. В конце, учитель призывает тех детей, чьи результаты не совпали с подходящими ответами принять эту информацию к сведению и попытаться исправить эту ситуацию.
Внимание и детей и родителей обращается на следующий афоризм.
К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе (Исократ)

6 этап - Методика закончи предложение

Родителям и детям предлагается закончить предложения, начинающиеся со слова Если… (например, ребёнка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть), ребёнок живёт во вражде, он учится … (быть агрессивным))
Цель данного этапа: учить делать предположения, выводы и выбирать лучший вариант ответа, как из ответов детей, так и родителей – чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях.

7 этап - Итог собрания.

У всех людей есть возможность выбора. Но в большей степени именно от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь, как он будет относиться к окружающим его людям, и к своей Родине.
Ещё раз обращается внимание на следующий афоризм.
Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери (Ю.Яковлев)

А закончить собрание хотелось бы стихотворением.

И.Уткин "Родина-мать"

Так уж водится наверно,
Я давно на том стою:
Тот, кто любит мать, тот верно
Любит Родину свою.
И в народе неделимо
Счастье радости одной:
«Счастье родины любимой –
Счастье матери родной!»

И выходит, кто решился
Счастье Родины сломать,
Тот, выходит, руку поднял
На свою родную мать.
И с таких, как гадов хищных,
Страшных в подлости своей,
Их поганой кровью взыщут
Миллионы сыновей.

Хочется думать, что данная интерпретация родительского собрания, окажется полезной в работе классного руководителя, так как имеет большой потенциал.

Притчи
Маленкова Л.Н. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 272 с.

Пономарева Светлана Александровна16.10.2013 23642 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

хорошая разработка, заставляет родителей и детей задуматься
avatar
0
2

Долго искала, где написано о заявленном гражданско-патриотическом воспитании. В самом конце, в стихотворении, есть немного.Тема вашего собрания - воспитание уважения к родителям. Или я чего-то не поняла, потому что притчи, о которых вы пишете, не приведены. Тематика конкурса, на мой взгляд, тоже не выдержана. Это конкурс статей, а не разработок мероприятий.
avatar