РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Давайте понимать друг друга"

Конкурсная статья "Давайте понимать друг друга"

Чаусова Марина Николаевна, 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа №100 им. академика В.С. Пустовойта г.Краснодара, 
учитель русского языка и литературы.

Очень часто, разговаривая с коллегами средней и старшей школы после родительских собраний, слышу: «И зачем только своё личное время тратила; пришло 5-6-10 человек из 30». Действительно, если в начальной школе проблема посещения родителями собраний не стоит, то в средней и старшей школе – это «больной вопрос». Почему? Чем объяснить такую родительскую пассивность? Выросли дети и стали самостоятельными, и все проблемы могут решать сами? Надоело в начальной школе ходить? (А ведь многие мамы так и говорят: «Хватит. Пока ребёнок был маленький, я ходила на собрание, была в родительском комитете, помогала, а сейчас не хочу») многие ещё жалуются на то, что ничего хорошего о детях они не услышат, а кому понравится краснеть за родное чадо: «Сам получил двойки, сам пусть и выкручивается». И ещё одна, не менее важная проблема – деньги. («Ни о чём, кроме как о поборах, говорить не будут».)

Это всё вам знакомо до боли. Я сегодня хочу рассказать о своём 10 классе. Я у них классный руководитель уже 6-ой год, но за такой достаточно солидный срок (вообще мой педагогический стаж, в том числе и как классного руководителя, составляет 18 лет) я ни разу не столкнулась ни с одной из вышеперечисленных проблем. Я не утверждаю, что это моя заслуга полностью, так как (и я в этом убеждена) очень многое зависит от подбора классного коллектива, в том числе и родительского. Немаловажную роль, по моему твёрдому убеждению, играет и «воспитание» родителей в начальной школе. Да-да, именно воспитание. Потому что, приводя своих малышей в школу, каждый родитель считает, что его ребёнок – центр Вселенной, и научить дитя, а также родителей, жить в классном коллективе – огромный труд учителя. Как сможет классный руководитель с самого первого класса настроить родителей относиться к школе, к учителям и школьным проблемам, так и продолжится это отношение в средней и старшей школе. Я постараюсь поделиться своим опытом в этом вопросе. Возможно, здесь несколько причин, и совокупность их позволила сделать обстановку в классе очень дружелюбной, а родителей – моими верными союзниками, помощниками и друзьями.

Во-первых, класс у меня большой, сейчас 32 человека, и на собрания ходят практически полным составом (ещё и полными семьями), а если кто и не приходит, то в обязательном порядке обзвонится заранее, а позже обязательно подойдёт. Меньше 25 родителей на собрании не было ни разу.

Во-вторых, я думаю, что у меня очень благополучный класс, и хотя не все семьи полные, но нет «категорийных», так называемых «трудных» детей и неблагополучных семей.

В-третьих, у меня очень «ровный» класс во многом: и дети в учёбе (почти все ребята учатся отлично и хорошо), и в поведении (дети очень спокойные, уравновешенные), и соответственно, претензий особо к ним у учителей не бывает. Нет, у меня не отборный класс, просто приоритет в нашем классном коллективе отдаётся именно учёбе. И родители, практически у всего класса – люди грамотные, интеллигентные, с высшим образованием. Конечно, кажется, что всё очень легко. Однако, чем умнее и разностороннее дети, чем образованнее родители, тем больше требований они предъявляют школе. Было ещё тревожно и от того, что боялась не соответствовать классному руководителю начальной школы.

Но 12-летний опыт работы в школе всё-таки давал о себе знать, я решила, что справлюсь.

Самое первое собрание состоялось буквально через 3 недели после начала четверти. Конечно, волновалась: как пройдёт, что будет, как меня примут? Ничего сверхъестественного я пока не готовила: традиционные анкеты, в которых просила предоставить данные о себе, о детях; о том, что любят дети и чем увлекаются, занимаются в свободное время; обязательно о детских заболеваниях; что хотели бы видеть и слышать от меня родители на собраниях; какие проблемы я должна осветить в будущем, чем будем заниматься, какие классные мероприятия организуем.

Когда прошло несколько минут и спало первое обоюдное напряжение, я по лицам родителей поняла, что всё будет хорошо. А на сегодняшний день встречи с моими родителями – это как добрая встреча друзей. И, если мы долго не видимся, они сами начинают звонить и назначать день встречи, собрания, которые длятся не менее 2-3 часов.

Я бы хотела несколько слов сказать о моих твёрдых принципах и правилах, которых я придерживаюсь уже на протяжении многих лет.

Во-первых, назначая день собрания, я заранее обзваниваю абсолютно всех родителей, согласовывая время. Я понимаю, что все они работают, и назначить собрание, допустим, на 6 вечера, а потом прийти в пустой класс – это меня не устраивает, мне жаль своего времени.

Во-вторых, я абсолютно всех родителей знаю по имени-отчеству. (Вы не подумайте, что я говорю глупость; дело в том, что я хожу и на собрания в те классы, где я работаю как предметник; поверьте, очень многие классные руководители знают своих родителей от силы как «мама Лены» или «папа Максима».) Я сама мама, и мне не очень нравится такое обращение.
В-третьих, никогда ни одно собрание я не превращаю в «разбор полётов». На самом деле, хоть у меня и очень хороший класс, а я всегда считаю своих классных детей самыми лучшими во всей школе, проблемы, конечно же, есть и с моим 10 б. Но я считаю, что прилюдно, при всем классе ругать провинившихся детей – последнее дело. Конечно, учитель может быть недоволен и учебой, и поведением ребенка, конечно, он имеет право и должен сказать об этом родителям. Но родительское собрание - не место для прилюдной "порки" родителей. В этом случае вполне естественно их желание защищаться. А человек, униженный в присутствии других, далеко не всегда способен сдержать свои эмоции и не предъявить свои (тоже не всегда справедливые) претензии.

Поэтому я в общем обрисовываю ситуацию в классе (оценки заранее выписаны, учителя либо приглашены, либо оставляют мне записки), затем останавливаюсь абсолютно на каждом ребёнке. Вы поймите, каждой маме или папе хочется услышать о своём ребёнке доброе слово, понять, что его дитя – самое лучшее (они в этом и не сомневаются), и его ребёнка в школе ценят и любят. И даже если это очень слабый ученик, и ленивый, и непослушный, я убеждена, в нём есть хорошее. А если уж, действительно, есть что-то очень серьёзное, что мне нужно сказать о каком-то ученике, я прошу прийти до собрания или остаться после, чтобы один на один решить все проблемы. А вообще все сложные ситуации, возникающие вдруг, стараюсь решать сразу же, не дожидаясь собрания. Я звоню родителям, и мы встречаемся сразу.

И ещё, всегда говорю родителям, что мой телефон для них всегда, в любое время, доступен. Поэтому сначала они чуть стеснялись, а теперь всегда мне звонят и советуются по очень многим вопросам. Они (родители) мне очень доверяют, а я этими отношениями очень дорожу. Поэтому я знаю о своих детях, наверное, почти всё.

И главное, что, может, я забыла сказать: надо видеть в каждом ребёнке личность и никогда, ни при каких обстоятельствах, не позволять себе оскорблять детей никакими словами, даже самыми, на ваш взгляд, безобидными.

И закончить свою работу я хотела бы сказать, что классный руководитель обязан быть в своей работе психологом и применять знания и в общении с учениками, и в общении с родителями.

Уважаемые учителя: верьте в силу воспитания, не отказывайте ребенку в вашем заботливом профессиональном внимании, доверяйте ему, любите его! Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

И тогда с полным основанием вы сможете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями при условии, что сумеете объединиться с ними против вашего "общего врага" – проблемы ребенка – и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.

Удачного диалога с родителями!

Чаусова Марина Николаевна16.10.2013 17410 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar