РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Роль семьи в уникальной воспитательной системе"

Конкурсная статья "Роль семьи в уникальной воспитательной системе" Шевелева Наталья Николаевна, 
МКОУ « Кикеринская СОШ», 
учитель начальных классов. 

Я, учитель начальных классов, Шевелева Наталья Николаевна работаю в МКОУ «Кикеринская СОШ» Волосовского района Ленинградской области 23 года. За годы работы в школе многое изменилось, особенно в системе воспитательной работы.
Больше пятнадцати лет в нашей школе существует уникальная воспитательная система, в основе которой лежит модель ученического самоуправления, долгосрочная социально-экономическая игра «Президентская республика» с элементами государственности. 
Главная цель: Воспитать развивающуюся, конкурентоспособную личность, труженика-профессионала, гражданина умеющего воплощать демократические идеалы в эффективные общественные и политические действия. 

Теоретические основы системы:
  • Жизнь - есть высшая ценность 
  • Уважение прав каждого члена коллектива 
  • Социальная ответственность за дела и поступки каждого перед каждым 
  • Реальная действенная забота об улучшении окружающей среды как природной, так и социальной 
  • Образованность - как способ овладения современной культурой. 
И достигается через:
  1. Реализацию целевых творческих программ (ЦТП) 
  2. Ученическое самоуправление («Президентская республика») 
  3. Сотрудничество с родителями и общественностью (Родительский комитет, Управляющий Совет) 

В своей статье я хочу рассказать о том, как родители помогают развитию ученического самоуправления нашей школы, относительно 1 ступени обучающихся. 

Каждый год с 1 по 12 сентября в нашей школе проходит предвыборная кампания, в которой принимают участие все граждане школьного государства. На пост министров в Президентскую республику школы выдвигаются граждане 9-11 классов, а затем происходят выборы, где выбираются министры и президент путём общего тайного голосования.

В школе есть министерство образования, министерство порядка и дисциплины, министерство культуры, спорта, полезных дел, Совет музея, финансов, шефской помощи. У каждого министра есть взрослый наставник (советник) - учитель.

Для организации воспитательной работы в начальной школе очень помогает министерство шефской помощи. В его состав входят ученики средних и старших классов, назначаются шефы и подшефные классы. Воспитательная работа спланирована на весь учебный год, в классах идёт подготовка к различным мероприятиям. Огромную помощь в этой работе оказывают родители, они помогают своим детям готовиться к конкурсам, праздникам. Вместе со своими детьми изготавливают поделки, подарки ветеранам, поют, танцуют, занимаются спортом. Принимают участие во всех делах класса и школы, ведь они сами выпускники нашей школы и очень хорошо знают эту систему не « по наслышке».

Все классы начальной школы работают по своей Целевой Творческой Программе. Для каждого класса разработаны тема года, цели, задачи, выбраны главные слова, в каждой четверти своя тематика. В начальных классах главные помощники учителю — это семейки класса.

Семейки группируются из членов класса. В семейках ученики выбирают командира. Семейки участвуют в соревнованиях по выполнению полезных дел. Каждое дело оценивается в школьной валюте – ВЕЛЕС, деньги начисляет каждому классу министерство финансов. Велес - это не просто бумажка, а настоящая денежная единица. Зарплату класс тратит на школьной ярмарке, которая проходит 2 раза в год – в конце 2 четверти и в конце 4 четверти.

1 класс

ЦТП. Открытие мира. «Я – ученик, мы – одноклассники»

1 четверть – « Я - ученик»
2 четверть – «Мы – одноклассники»
3 четверть – « Сами с усами»
4 четверть – « Научился сам – помоги другому»

2 класс

ЦТП «Открытие мира. Школа – дом »

1 четверть – « Я член большой школьной семьи »
2 четверть – « Школа - дом»
3 четверть – « Мы дружим. Я и моя семья»
4 четверть – « Жить не только для себя. Полезное дело каждый день»

3 класс

ЦТП «Мир вокруг нас. Я и мой посёлок»

1 четверть – « Я и мой посёлок»
2 четверть – « В гости к одноклассникам»
3 четверть – « Предприятия и учреждения посёлка»
4 четверть – « Мой микрорайон»

4 класс

ЦТП «Мир вокруг нас. Наш край»

1 четверть – «Малая Родина - путешествие»
2 четверть – «Из прошлого района»
3 четверть – «Наш районный центр»
4 четверть – «Наши земляки»

В прошлом учебном году я была классным руководителем 1а класса. Класс состоял из 16 человек, в нём было 11 девочек и 5 мальчиков. Все родители интересовались успехами детей, посещали родительские собрания, приходили на личные беседы, были активны в общественной жизни класса. Помогали своим детям в изготовлении поделок из природного материала, новогодних игрушек, в изготовлении скворечников, оказывали помощь в конкурсах рисунках, активно приходили на праздники, с классом ездили в поездки. Огромная им благодарность за оказанную помощь. Дети, видя активность родителей, тоже проявляли инициативу.

В 1 классе тема целевой творческой программы «Я ученик - мы одноклассники». Главная цель – помочь детям осознать новую роль – ученика, адаптироваться в новой обстановке, пробудить интерес к знаниям, общению со сверстниками. Весь учебный год мы знакомились с понятиями: школа, ученик, учёба, интерес, учитель, правило, труд. Дети познакомились со школой, с одноклассниками, с правилами поведения в школе, в классе, на улице, в общественных местах. Проводились беседы, игры, праздники по этой теме. Ребята узнали кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника, поняли, что учёба – это труд, к которому необходимо относиться ответственно, научились содержать в порядке своё рабочее место, ухаживать за своим внешним видом, соблюдать режим дня, вежливо просить о помощи, помогать одноклассникам, пользоваться общественными местами. Все полученные знания мы закрепили в поездках в цирк г.Санкт- Петербурга и в хозяйство «Приют Белоснежки», который находится в нашем районе в д. Шадырицы. Пейзажный парк дополняется зоопарком, в котором животные не разделены решётками, а являются полноправными партнёрами в общении. Мы увидели страусов, верблюдов, северных оленей, енотов, кабанов, павлинов, огромное разнообразие птиц: кур, петухов, уток, гусей, лебедей.

Мы провели праздник для детей и родителей «Прощание с Азбукой», а также активно участвовали в школьном самоуправлении.
Этот учебный год был насыщен различными мероприятиями в разных направлениях. Для повышения интереса к учёбе прошли тематические недели: «Неделя литературного чтения», «Неделя безопасности». В течение недели ребята участвовали в КВНах, викторинах, рисовали тематические рисунки и др. Во всех мероприятиях родители оказывали свою помощь, поэтому дети тоже были активны, им очень понравились недели по предметам, самые активные получили грамоты. Для повышения интереса к спорту были проведены «Весёлые старты», соревнования по шашкам, были активными болельщиками в лыжной гонке. Для ознакомления с особенностями растительного и животного мира, формирования бережного отношения к природе были проведены экскурсии в парк, конкурс «Домик для птиц» (этом конкурсе родители проявили смекалку, сделали необычные домики-дворцы и были отмечены в районе), экскурсия в зимний лес, субботник около школы, поездка в хозяйство «Приют Белоснежки», т.д. Для накопления социального опыта, умения вести себя в общественных местах дети вместе со своими родителями побывали на детских спектаклях, в цирке, подготовили и провели несколько праздников и игр в классе, участвовали во всех праздниках начальной школы. ( Игра «Слабое звено», «День именинника», праздники к 23 февраля, к 8 марта, «Прощание с Азбукой», праздник ко Дню мамы «Сердечко для мамы», фестиваль Военно - патриотической песни). Все эти мероприятия способствовали сплочению коллектива, установлению дружеских межличностных отношений между детьми и их родителями.

Начали работу по созданию Портфолио ученика и класса, и тут помощь родителей оказалась необходимой. Они вызвались распечатать материал для всего класса, купили папки, подготовили материал о своей семье, генеалогическое древо. В конце учебного года нашему классу надо было выполнить полезное дело для школы и родители сразу откликнулись. Мы собрали в школьную библиотеку 280 детских книг.

Благодаря нашей системе воспитания мы, создаём естественную творческую среду для жизнедеятельности детского коллектива, свободного развития личности реализации творческих возможностей ребенка, формируем его правовую культуру, активную гражданскую позицию и готовность к реальной взрослой жизни, за счет приобретения разнообразного социального опыта.

Шевелева Наталья Николаевна16.10.2013 9807 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 7
avatar
0
1

Очень интересная система. Хочется увидеть вашу республику в действии. Надеюсь, ребята вырастают действительно настоящими стоящими людьми. Желаю успехов!
avatar
0
2

Отличная статья. Спасибо, Наталья Николаевна за ваш труд!
avatar
0
3

Интересная система воспитательной работы, особенно понравилась система ученического самоуправления и Ваша целевая творческая программа.Спасибо за ваш труд1
avatar
0
4

Чувствовать себя Президентом или Министром - наверное, очень здорово и ответственно. В каждой школе есть свои детские организации и самоуправление, но, думается, очень немногие дают детям столь высокие титулы. Наверное, это оправданно, если эти президенты и министры действительно делают для школы и учеников что-то неординарное, а не числятся таковыми на бумажке.
avatar
0
5

У Вас очень интересные и важные творческие программы. Это дает надежду,что дети после такой школы, легко пойдут по жизни с правильными ценностями.
avatar
0
6

Спасибо за статью
avatar
0
7

Предлагаю сотрудничество и обмен опытом!!! smile
avatar