РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Союз семьи и школы"

Конкурсная статья "Союз семьи и школы" Муравьева Нина Викторовна, 
МАОУ СОШ №11 г. 
учитель русского языка и литературы. 

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. 
Д.И.Писарев 

В жизни каждого человека есть определённые ценности, с которыми он взрослеет, осознаёт свое место. 

Семья - это не просто ячейка общества. Это как раз одна из главных человеческих ценностей. Во все времена семья была опорой, защитой, местом, где поймут, примут, помогут. Семья – это мама, папа, любовь, дети. Так должно быть! Но всегда ли так? 

Я выросла во времена «застоя» - плохо это или хорошо до сих пор не поняла. Но в своё детство (а росла я в деревне в очень дружной и большой семье) я не слышала, чтобы чья-то семья развелась. Каждый держался за семью. Наверное, и в те времена были и измены, и ругани, и непонимание…. Но к семье было другое отношение. Люди не выносили семейные неурядицы на всеобщее обозрение. Стыдно было. 

Сейчас наступает другое время, часто можно слышать «Хозяин жизни… как хочу, так и живу», «Не сошлись характерами», «Развод – ничего страшного». Поженились - через год-два развелись. Но в семье растут дети, они всё видят, всё чувствуют. Они копирую ту модель жизни, которую создают их родители. Работая долгое время в школе, понимаешь, как меняются ценности (происходит, видимо, та самая переоценка). 

Мне странно было слышать в первый раз от ребёнка такие фразы: «молодой человек моей мамы» и «девушка моего папы». Причём девочка это говорила как что-то обыденное, само собой разумеющееся, как должное. У неё уже сложилось своё отношение к понятию «семья» - может быть, как к чему-то временному, необязательному, неответственному? 

Мне, как учителю,как маленькой части большого процесса образования и воспитания совершенно не всё равно: как-то больно, обидно, что происходит переоценка ценностей в плане семьи. Что может сегодня школа сделать для укрепления семьи? Прежде, чем ребёнок придёт в школу, он находится в основном под воздействием семьи и дошкольных учреждений (воспитатели своей обязанностью считают покормить ребёнка и проследить за их безопасность в то время, когда родители находятся на работе). 

Многие современные родители перестали считать своим долгом, своей прямой обязанностью заниматься воспитанием детей, формировать их личность (для сегодняшних родителей главное накормить, одеть,обеспечить деньгами, а всё остальное ребёнок сам должен осваивать). Родителям некогда общаться с детьми, интересоваться: чем занимается ребёнок, с кем дружит, что читает (а дети и не читают поэтому) – у них дела. 

В семьях с низким доходом стоит проблема выживания. В обеспеченных семьях часто воспитанием детей занимаются няни, гувернантки, гувернёры (а что, могут позволить). Хорошо стали жить! И рассуждать смело! Школа должна. Школа обязана. Да, должна! Да, обязана! Но только совместно с семьёй – иначе не получится. 

Не получится воспитать патриота, если родители при ребёнке оскорбляют ветерана (и такое бывает); не получится вырастить здорового человека, если родители не просто сами курят при ребёнке, но и покупают ему сигареты («уж пусть лучше из пачки, чем попрошайничает или ворует»,- считают мамы и папы); не получится вырастить человека, умеющего уважать и ценить, если при ребёнке родители позволяют себе унижать учителя, или ещё страшнее ругать и в дело и без дела страну, свою страну,в которой живут.На данный момент школа активнее, деятельнее семьи. 

Так оно и должно быть, потому что педагоги - специалисты, и, конечно же, мы должны взять на себя инициативу сотрудничества с родителями. Родители должны нам помогать, а школа должна помогать родителям.Школа и семья должны взаимодействовать – это очевидно. Успешность ребенка в жизни зависит от того, кто и как влияет на его развитие, поэтому очень важно, чтобы действия школы и родителей не противоречили друг другу. Школа и семья должны быть единомышленниками, союзниками, потому что у них общие проблемыи задачи. И, решая задачи, необходимо на современном уровне создать определённую модель сотрудничества школы и семьи, которая будет выстроена на основе взаимопомощи. 

Педагоги должны по-новому строить отношения с родителями, считаться с их запросами, с их жизненной активностью и психолого-педагогической компетентностью, потому что от этого будет зависеть качество воспитательного и образовательного процесса.Разрешение проблемы я вижу в создании кооперации между семьей и школой. Для этой цели разумно организовывать педагогические конференции для родителей,родительские лектории. Также целесообразно активное внедрение таких инструментов работы, как визит педагога в семью учащегося, посещение родителями уроков, создание совета школы.

Ответственность за наших детей, за наше будущее между школой и семьёй должна делиться поровну, а родители и учителя должны быть не заказчиками и исполнителями (как сейчас принято их называть), а единой командой.

Муравьева Нина Викторовна16.10.2013 189510 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 10
avatar
0
1

Актуально!
avatar
0
2

Хорошо! Нестандартно. Пропущено через душу.
avatar
0
3

Жизненно!
avatar
0
4

Статья, как нельзя точно, отразила все моменты данной проблемы. Я тоже учитель, часто общаюсь с родителями и хочется, чтобы родители нас слышали, понимали и были с педагогами в тесном сотрудничестве.
avatar
0
5

Современная статья.Мне очень понравилась! hands
avatar
0
6

Хорошо сказано, что ответственность за воспитание должна делиться поровну между семьей и школой. А ведь семья это мама и папа. Только вот большинство отцов устранились от воспитания и получается оно какое-то однобокое.
avatar
0
7

Поднятая тема актуальна. Разделяю мнение педагога. Хотелось бы надеятся на более тесное сотрудничество родителей с педагогической общественностью.
avatar
0
8

smile Согласна, что школа и семья должны быть единомышленниками.
avatar
0
9

супер статья!
avatar
0
10

Как я с вами согласна!.Но вот посещение семей сейчас приобрело совсем другую окраску, чем в годы моего ученичества. Вашу статью было очень легко читать. Успехов вам. hands
avatar