РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Роль семьи в речевом воспитании ребенка"

Конкурсная статья "Роль семьи в речевом воспитании ребенка" Калашникова Ляля Рифовна 
МБОУ СОШ №51 города Краснодара 
Учитель-логопед 

Ежегодно увеличивающееся число детей с нарушениями речи, причинами которых могут быть самые различные факторы, требует тесного сотрудничества логопеда с семьёй. Однако среди родителей встречается различное отношение к дефекту ребенка: от полного игнорирования (чаще в неблагополучных семьях) -до мнения, что заплатив деньги, в любом возрасте всё можно исправить. И лишь примерно четверть из числа родителей делает всё, чтобы как можно раньше устранить речевые недостатки и принимает в этом самое активное участие. 

Мамы и папы понимают, что логопед привлекает их к сотрудничеству не из прихоти, а потому что это необходимо для ребёнка, для скорейшего устранения препятствий в дальнейшем его развитии. Для реализации данной задачи мы ищем наиболее эффективные формы работы. 

Прежде всего нужно помочь родителям разобраться в причинах, сработавших на патологию речи. Ведь на состояние здоровья, и речи в том числе, большое влияние зачастую оказывают неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни самих родителей:

  • инфекции в предродовой и послеродовой периоды,
  • гипоксия, асфиксия в родах
  • родовая черепно-мозговая травма
  • хромосомное нарушение,
  • алкоголизм и наркомания родителей и другие факторы. 

Только внимательное со стороны логопеда отношение, доверительное общение поможет раскрыться родителям и определившись с причинами недостатков, разработать правильный путь к их устранению.

Очень часто у детей встречаются недостатки в произношении звуков, обусловленные органическими поражениями артикуляционного аппарата:

  • укороченная подъязычная связка, которая не дает возможности высокого подъёма языка,
  • дефекты строения челюстей, необычное строение нёба,
  • расщелины (открытые и скрытые) губы, десны, мягкого и твердого неба.
Итак, вопрос о причинах речевой патологии сложен и требует одновременного учета многих факторов в их взаимосвязи. Здесь не обойтись без вмешательства врачей. Для этого нужна помощь педиатра, психоневролога, психиатра, ортодонта. Разобраться в этом лабиринте вопросов родителям призван учитель-логопед.

Среди родителей распространено неверное представление о том, что произносительная сторона речи развивается спонтанно, без участия старших.

В то время как речевые нарушения, закрепившись в детстве, с трудом устраняются в дальнейшем. Близкие ребёнка должны, начиная с раннего возраста, способствовать формированию речи детей, так как дефектное произношение звуков тянет за собой задержку в формировании фонематических процессов, которые, развиваясь на базе неверно произносимых звуков, в свою очередь повлекут специфические ошибки на письме.

Интеллектуальное развитие, в том числе и речевое, начинается в семье. Однако зачастую она не имеет достаточных сведений о том ,каковы параметры речевого развития в разные периоды детства. Не часто родители открывают специальную литературу, чтобы обогатить свои познания в этих вопросах. Поэтому, кроме работы непосредственно с самим ребенком, логопед должен постоянно заниматься просветительской деятельностью. Ведь именно с родителями проводят дети большую часть времени, ведь именно родители являются для них самым большим авторитетом. 

Поэтому в коррекционной работе так важна помощь грамотных, умных, терпеливых помощников-родителей. А стать таковыми им поможем мы, логопеды.

Калашникова Ляля Рифовна16.10.2013 15705 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 5
avatar
0
1

Ляля Рифовна! Спасибо Вам за ту работу, что Вы делаете!
Статья понравилась, это действительно очень важно. Кто, если не родители, будет следить и ухаживать за ребенком. И кто, если не логопеды, поможет им в этом.
avatar
0
2

Спасибо вам большое за хорошую статью, удачи вам и благополучия в своей работе!
avatar
0
3

Отличная статья.
Скажите пожалуйста, в старшем возрасте (~30лет) можно избавиться от проблем с речью?
Я не выговариваю "р" и твердое "л". Лет 10 назад ходил к логопеду, мне показали как произносить эти буквы, научили "рычать". Далее нужно было научиться произносить слова на автомате, но к сожалению я был вынужден уехать в другой город, где нету логопедов.
avatar
0
4

Позновательно! Спасибо!
avatar
0
5

Уважаемые коллеги! По просьбе автора статьи все голоса, полученные с посещаемого не тематического ресурса аннулированы. Сама статья на данном ресурсе удалена. Оставлены голоса, полученные статьей от пользователей портала, а также из социальных сетей.

Автор был не в курсе того, что ссылка на статью была помещена на данном сайте. Следовательно комментарии о накрутке и т.п., в том числе и комментарии администраторов удалены.

Все дальнейшие сообщения по данному вопросу ко мне в личные сообщения. Спасибо за понимание.
avatar