РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Психологическое сопровождение в семье при подготовке детей к школе".

Конкурсная статья "Психологическое сопровождение в семье при подготовке детей к школе". Рязанцева Нина Анатольевна, 
МБДОУ детский сад№4 г.Расказово, 
воспитатель. 

В современном мире задача подготовки детей к школе занимает особое место в развитии психологии. Наиболее актуальным является поиск решений данной задачи, с помощью которых ребенок может легко адаптироваться к школе, плавно перейти к обучению как новому виду деятельности и получить положительные результаты.

В психологии понятие «готовности» ребенка к школе нет четкого определения.

Анализ различных подходов при подготовке детей к школе показывает, что при всем многообразии этих подходов есть и общие позиции. Основанием этих позиций является исходная база психологической готовности личности ребенка и уровень сформированности различных сфер психической деятельности: эмоциональной, регулятивной, познавательной, мотивационной и др. Так какую же из этих сфер необходимо развивать у первоклассников в первую очередь, а с чем можно повременить? Что же следует считать первостепенным делом для педагогов и родителей, при подготовке ребенка к школьному обучению. 

Психологический аспект готовности детей дошкольного возраста к школе является одним из значимых вопросов в современном мире. Над ним работают ученые-исследователи, педагоги, психологи, физиологи.

Психологическая готовность – это самая обширная группа, которая охватывает различные сферы психической деятельности: эмоционально-волевую, интеллектуальную, личностную.

Одной из проблем, с которой сталкивается ребенок при поступлении в школу считается дезадаптация. Поэтому необходимо еще в старшем дошкольном возрасте формировать у него представление о школе, о том, что школьник имеет ряд прав и обязанностей, присущих только для его положения в обществе. Ему необходимо научиться вести себя в соответствии с новыми социально заданными правилами.

Особую роль хочется выделить оказанию психологической поддержки в семье будущим первоклассникам. Именно поддержка семьи помогает сделать взаимоотношения между ребенком и родителями более доброжелательными и доверительными. При недостаточной поддержке со стороны родителей или, более того, ее отсутствии ребенок испытывает разочарование, отчаяние и склонен к различным неадекватным проступкам. Недостаточное эмоциональное развитие ребенка как правило приводит к трудностям при формировании эмоционально-волевых качеств и мотивации к обучению.

Очень часто, родители и педагоги обращают внимание на те качества психической деятельности, которые, по их мнению, являются наиболее важными. Однако такой однобокий подход нередко создает трудности в обучении и развитии ребенка, и является причиной школьных неудач. Поэтому необходимо включать в деятельность все компоненты в равной степени, создавая тем самым, прочный фундамент для процесса обучения, т.е. подбирать упражнения, задания, игры, способствующие развитию ощущений, эмоций, памяти, воли, внимания, чувств, мышления, речи, восприятия и т.д.

Это наиболее эффективный путь, но и не такой простой, как кажется на первый взгляд. Зачастую, родители покупают огромное количество рабочих тетрадей, игр, пособий, головоломок и др., и занимаются с ребенком, считая тем самым, что он имеет не только необходимый уровень развития для данного возраста, но и выше. Многие родители твердо уверены, что ребенок легко и непринужденно справляется с заданиями, соответствующими возрасту и забегают наперед. Тем самым, у ребенка создается мнение, что он все знает и чувствует себя на высоте.

При подготовке ребенка к школе нельзя форсировать события, забегая вперед в надежде на его одаренность. Ведь каждому возрасту соответствует определенный уровень развития психической деятельности. Но не исключено, что бегло читая текст, подробно пересказывая, он не может выделить звуки или слоги. По мнению Л.И. Айдаровой, взрослые развивают и корректируют только отдельные компоненты психической деятельности, забывая при этом о ее целостности, о том, что психика представляет собой единую систему.

Кроме того, каждый ребенок имеет большие возможности и способности, которые необходимо развивать и реализовывать, учитывая при этом индивидуальные особенности, сохраняя тем самым его уникальность.

Если ваш первоклассник будет уверен в своих силах, то обучение в школе не будет для него обузой, и не будет повода для расстройств и волнений по поводу успеваемости.

Удачи вам и успехов в подготовке вашего ребенка к школьной жизни!

Рязанцева Нина Анатольевна16.10.2013 8880 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar