РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Внеурочная работа по физике как средство развития компетенций учащихся"

Сляднева Галина Борисовна,
учитель физики МОБУ СОШ №18,
г. Сочи, Краснодарский край.

В свете новых стандартов образования учитель должен не только дать учащимся глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, но и научить применять их на практике. В идеале, дети должны самостоятельно добывать знания. Опыт показывает, что при формировании познавательных интересов и развития компетенций школьников особое место принадлежит внеклассным занятиям по предмету. Учащиеся должны быть вовлечены в активную познавательную деятельность на уроке и за его пределами. Установление тесной связи между уроком и внеурочными занятиями – один из путей повышения качества образования.

Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося, поэтому так важно, чтобы усилия родителей и учителей в этом процессе были объединены. Педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебного и воспитательного воздействия на детей в ходе урока и во внеурочное время, поэтому внеурочные занятия с педагогами и родителями справедливо рассматриваются как важная составная часть работы школы.

Одной из форм индивидуальной внеурочной работы по физике является выполнение учащимися совместно с родителями опытов по физике в домашних условиях. Такие практические задания я начала практиковать три года назад. Наиболее актуальны они, как правило, в 7-8 классах. Включение в домашнее задание выполнения простых опытов, несложных исследований способствует формированию инициативы, познавательных способностей у учащихся, вызывает интерес к учебе. Мною подготовлены разработки домашних практических заданий, в которых пошагово описан ход выполнения работы. Такая форма подачи материала делает его доступным для родителей, большинство из которых уже давно окончили школу, и недостаточно компетентны по данному вопросу. Под руководством родителей дети выполняют простые эксперименты в домашних условиях, составляют отчет о проделанной работе, делают выводы. Такой вид деятельности делает отношения внутри семьи толерантными и доверительными, что, несомненно, повышает авторитет родителей.

Внеклассные занятия и формы их проведения должны быть интересны всем участникам этого процесса: учителю, родителям и учащимся. Полное удовлетворение любое дело принесет лишь в том случае, если оно опирается на потребности ученика, вызывает положительные эмоции. Однако надо понимать, что внеклассные занятия должны не только развлекать, но и развивать и совершенствовать личность школьника. Весной и осенью ежегодно я совместно с родителями организую походы выходного дня. Этот вид деятельности способствует более осознанному восприятию физики, так как она подтверждается конкретными примерами. Дети и их родители отыскивают явления природы, наблюдают, пытаются объяснить на основе полученных ранее знаний. Таким образом, происходит актуализация знаний, активное повторение пройденного материала. Это делает физику прикладной наукой, способствует глубокому и прочному усвоению материала.

Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные во внеурочное время, делает ребенка более уверенным в своих знаниях, что позволяет быть менее закомплексованным, дополнять ответы товарищей, отстаивать аргументировано свое мнение, приводить интересные примеры. Дети с удовольствием ставят различные опыты, не бояться выступать перед классом, что способствует формированию определенных компетенций. Следует отметить, что данная форма работы очень полезна и для учителя. Она помогает лучше узнать своих учеников, достичь взаимопонимания. Общение «за страницами учебника», в неформальной обстановке делает педагога интересным для ученика, помогает вести диалог со своими воспитанниками.

Внеурочная работа способствует развитию исследовательской деятельности, развивает интерес и любовь к физике, обогащает ученика новыми знаниями, расширяет кругозор. Только учитель, умело стимулирующий и направляющий интересы учащегося в нужное русло, сможет пробудить интерес к такой непростой науке как физика и сформировать социально-значимые компетенции учащегося.

Всего комментариев: 3
avatar
0
1

Галина Борисовна, отлично!!! Задавать домашнее задание РОДИТЕЛЯМ - это круто!!!))) А если серьезно - обязательно возьму ваш опыт на заметку. Так ведь можно не только физику изучать, но и другие науки. И детки нерадивых своих родителей заставят обратить на них внимание, и родители волей-неволей поинтересуются школьными делами ребенка.
avatar
0
2

Спасибо Галина Борисовна. Я тоже практикую такие домашние задания по химии и биологии.
avatar
0
3

очень интересная и занимательная статья.обязательно постараюсь применить ваш опыт в своей практике.спасибо вам!!!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.