РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Внеурочная работа по физике как средство развития компетенций учащихся"

Конкурсная статья "Внеурочная работа по физике  как средство развития компетенций учащихся" Сляднева Галина Борисовна,
учитель физики МОБУ СОШ №18,
г. Сочи, Краснодарский край.

В свете новых стандартов образования учитель должен не только дать учащимся глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, но и научить применять их на практике. В идеале, дети должны самостоятельно добывать знания. Опыт показывает, что при формировании познавательных интересов и развития компетенций школьников особое место принадлежит внеклассным занятиям по предмету. Учащиеся должны быть вовлечены в активную познавательную деятельность на уроке и за его пределами. Установление тесной связи между уроком и внеурочными занятиями – один из путей повышения качества образования.

Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося, поэтому так важно, чтобы усилия родителей и учителей в этом процессе были объединены. Педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебного и воспитательного воздействия на детей в ходе урока и во внеурочное время, поэтому внеурочные занятия с педагогами и родителями справедливо рассматриваются как важная составная часть работы школы.

Одной из форм индивидуальной внеурочной работы по физике является выполнение учащимися совместно с родителями опытов по физике в домашних условиях. Такие практические задания я начала практиковать три года назад. Наиболее актуальны они, как правило, в 7-8 классах. Включение в домашнее задание выполнения простых опытов, несложных исследований способствует формированию инициативы, познавательных способностей у учащихся, вызывает интерес к учебе. Мною подготовлены разработки домашних практических заданий, в которых пошагово описан ход выполнения работы. Такая форма подачи материала делает его доступным для родителей, большинство из которых уже давно окончили школу, и недостаточно компетентны по данному вопросу. Под руководством родителей дети выполняют простые эксперименты в домашних условиях, составляют отчет о проделанной работе, делают выводы. Такой вид деятельности делает отношения внутри семьи толерантными и доверительными, что, несомненно, повышает авторитет родителей.

Внеклассные занятия и формы их проведения должны быть интересны всем участникам этого процесса: учителю, родителям и учащимся. Полное удовлетворение любое дело принесет лишь в том случае, если оно опирается на потребности ученика, вызывает положительные эмоции. Однако надо понимать, что внеклассные занятия должны не только развлекать, но и развивать и совершенствовать личность школьника. Весной и осенью ежегодно я совместно с родителями организую походы выходного дня. Этот вид деятельности способствует более осознанному восприятию физики, так как она подтверждается конкретными примерами. Дети и их родители отыскивают явления природы, наблюдают, пытаются объяснить на основе полученных ранее знаний. Таким образом, происходит актуализация знаний, активное повторение пройденного материала. Это делает физику прикладной наукой, способствует глубокому и прочному усвоению материала.

Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные во внеурочное время, делает ребенка более уверенным в своих знаниях, что позволяет быть менее закомплексованным, дополнять ответы товарищей, отстаивать аргументировано свое мнение, приводить интересные примеры. Дети с удовольствием ставят различные опыты, не бояться выступать перед классом, что способствует формированию определенных компетенций. Следует отметить, что данная форма работы очень полезна и для учителя. Она помогает лучше узнать своих учеников, достичь взаимопонимания. Общение «за страницами учебника», в неформальной обстановке делает педагога интересным для ученика, помогает вести диалог со своими воспитанниками.

Внеурочная работа способствует развитию исследовательской деятельности, развивает интерес и любовь к физике, обогащает ученика новыми знаниями, расширяет кругозор. Только учитель, умело стимулирующий и направляющий интересы учащегося в нужное русло, сможет пробудить интерес к такой непростой науке как физика и сформировать социально-значимые компетенции учащегося.

Сляднева Галина Борисовна16.10.2013 22603 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 3
avatar
0
1

Галина Борисовна, отлично!!! Задавать домашнее задание РОДИТЕЛЯМ - это круто!!!))) А если серьезно - обязательно возьму ваш опыт на заметку. Так ведь можно не только физику изучать, но и другие науки. И детки нерадивых своих родителей заставят обратить на них внимание, и родители волей-неволей поинтересуются школьными делами ребенка.
avatar
0
2

Спасибо Галина Борисовна. Я тоже практикую такие домашние задания по химии и биологии.
avatar
0
3

очень интересная и занимательная статья.обязательно постараюсь применить ваш опыт в своей практике.спасибо вам!!!
avatar