РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Педагогический треугольник "Классный руководитель - ученик - родитель"

Конкурсная статья "Педагогический треугольник "Классный руководитель - ученик - родитель" Газизова Альфия Ильсуровна 
Гимназия №4 г.Елабуга
учитель татарского языка и литературы

Учиться в наше время стало очень сложно. Сложно всем, кто участвует в этом процессе: и детям, и педагогам, и родителям. Но речь в этой статье пойдет не о сложностях учебы, а о воспитании. В обществе давно идет спор: кто должен воспитывать подрастающее поколение? Одни считают, что воспитанием должна заниматься семья; другим кажется, что только школа отвечает за воспитание и больше никто.

В современной школе все меняется и довольно быстро, но педагогический треугольник, именуемый «классный руководитель – ученик – родитель» был, есть и будет всегда. Большинство родителей считает, что школа должна давать знания и воспитывать ученика, а им некогда заниматься воспитанием собственных детей; школа хочет давать знания и дает их, а процесс обучения детей настолько сложен, что на вопросы воспитания не остается ни сил, ни времени; а как быть ученику? Процесс обучения начинается с 7 лет, маленький человек учится читать, писать, запоминает таблицу умножения и Менделеева, разбирает сложноподчиненные предложения и сдает ЕГЭ – проходят 11 лет; и что в итоге? Кто занимался внутренним миром этого человека? Кого волновала проблема подготовки его к самостоятельной жизни? Под чьим чутким руководством у него формировались мышление, инициатива, ответственность и другие личностные качества, которые помогут ему в будущем ориентироваться в окружающем нас мире. Вот и получается, что воспитанием детей в современном обществе в большинстве случаев занимается школа, точнее, классный руководитель.

У современного ученика три основных периода школьной жизни:

  • начальная школа ( где у него, в основном один учитель);
  • 5-9 классы (много предметников и классный руководитель);
  • 10-11 классы(то же самое, но может измениться классный руководитель из-за профильного образования).

Как видим, классный руководитель проводит с учеником большой период времени: с 5 класса до выпуска. И у него, как у воспитателя, с первых дней знакомства с учениками самой важной задачей является изучение их личных дел, оказание им помощи в период адаптации. Классный руководитель в начале учебного года изучает состав класса, беседует с учениками и их родителями, старается понять их характер. В это время классный руководитель должен тонко учитывать реальную систему взаимоотношении своих пятиклассников и понимать, на каких принципах построены эти взаимоотношения.

Только полюбив своих учеников, педагог может добиться с ними контакта. Ведь всякое воспитание – это вторжение во внутренний мир ребенка. В 5 класс он уже приходит с определенными привычками, со сложившимися взглядами на жизнь; он уже не считает себя маленьким. У него жажда независимости, неприкосновенности, многие наделены самолюбием. Самое трудное – найти к ним подход, установить добрые взаимоотношения. Очень часто получается, что ученики, особенно подростки, не понимают нас. В таких ситуациях нужно избегать взаимных обвинений, упреков и не нужно жалеть добрых слов. Педагогу помогут доверительные беседы со своими учениками. Но и ему нужно учиться воспитывать и вести индивидуальную беседу. Не надо говорить назидательным тоном – ученику это не интересно. Лучше будет, если ученик будет думать во время беседы и говорить, а не только слушать. При этом педагогу важно учитывать все: жесты, мимику; ученик будет замечать поведение учителя, отношение к ученикам и коллегам.

Родители – самые важные помощники классного руководителя. Это – в идеале. К сожалению, семья в вопросах воспитания детей отходит на второй план. Почему так происходит? Очень много стало разводов, неполных семей, вследствие этого становится заброшенных, беззащитных детей. Когда заполняешь социальный паспорт класса, становится больно и страшно от количества в отдельно взятом классе неблагополучных детей. Хорошо, если они найдут в лице своего классного руководителя вторую маму…

Родительские собрания начинаются с первых дней учебы. Это очень важно и для родителей, и для классного руководителя. Надо постараться, чтобы между ними установились хорошие взаимоотношения, необходимо создать атмосферу доверия. Все эти непростые задачи ложатся на плечи классного руководителя. Он готовит к родительским собраниям лекции по воспитанию детей, например, об особенностях подросткового возраста, подсказывает способы подходы к детям, так как не все родители педагогически компетентны. Эти встречи должны носить систематический характер. Классный руководитель должен сделать родителей своими союзниками. Я сама на родительских собраниях старалась сказать о каждом ученике что-нибудь хорошее, приятное. Специально благодарила тех пап и мам, которые принимали участие в жизни класса: делали поделки вместе с детьми, готовили выпечку для благотворительных акции, ездили с нами на экскурсии. Если ругать и высказывать претензии – родители перестают ходить на собрания. Это важно помнить всегда.

Главная задача классного руководителя – создать из класса при помощи родителей такой коллектив, где каждый ученик чувствовал бы себя в большой, дружной семье, мог надеяться на помощь своих одноклассников и готов был и сам оказывать эту помощь.

Газизова альфия Ильсуровна16.10.2013 11590 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar