РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Помочь поверить в себя"

Конкурсная статья "Помочь поверить в себя" Папст Галина Константиновна, 
КГБОУ СПО "Назаровский энергостроительный техникум", 
преподаватель русского языка и литературы. 

Переоценить роль семьи и школы в воспитании подростка очень сложно. Роль эта неоспорима.

Много, очень много уже сказано и написано мудрых вещей по этому поводу. Но почему же в повседневной реальности происходит так, что роль семьи, зачастую, нисходит на нет? Я тридцать лет уже работаю учителем и в последние годы стала замечать, что родители перестают заниматься именно воспитанием своих детей.

Семейное воспитание начинается с первых дней жизни ребенка.

И тем более, когда ребенок подрастает. Современные родители, чтобы освободить свое время от вечных детских «как» и «почему», идут по пути наименьшего сопротивления - включают своим детям мультфильмы. Как это замечательно, ребенок занят – он смотрит мультфильмы. Но при этом мозг ребенка не работает, потому что глаза получают готовую картинку. Не работают ни фантазия, ни воображение, которые так необходимы для умственного развития.

А вот если бы папа или мама нашли время и почитали ребенку книгу…

Результаты этого скажутся в школьный период.

Мамы и папы, приходя для беседы с учителем или преподавателем, начинают оправдывать свое невнимание к домашнему воспитанию загруженностью работой. Но во все времена родители работали и работали ничуть не меньше, чем сейчас. И находили время для своих детей: проверить или помочь выполнить домашнее задание, вместе прогуляться вечером или сходить на каток, почитать.

Конечно, изменились времена и ритмы жизни… Но суть семейного и школьного воспитания теряться не должна ни в коем случае. Легче всего отмахнуться от каких-то возникающих мелких проблем с ребенком, сославшись на занятость. Но они, эти проблемы, никуда не уйдут, а будут накапливаться до тех пор, пока не превратятся в одну серьезную и трудноразрешимую…

А ведь от взрослых требуется не так уж и много – внимание. Внимание к ребенку, умение выслушать его, проявить самый искренний интерес к его делам, удачам и неудачам. Пусть ребенок или подросток чувствует, что вы с ним рядом, а не отдельно.
Получилось так, что несколько лет назад, когда я работала в школе, в результате деления классов на математический (куда отбирались учащиеся с сильной учебной мотивацией) и остальные классы, ко мне пришли несколько новых учеников. Это были ребята со слабой учебной мотивацией, внутренне зажатые и с определенными комплексами.

Что я, как учитель, могла сделать для них? Как им помочь поверить, прежде всего, в себя?
Я решила организовать на базе своего класса театральный клуб «Арт-студия». И привлечь туда, прежде всего, именно этих учащихся.

Никаких глобальных задач перед собой я при этом не ставила. Я просто хотела, чтобы ребята почувствовали интерес к себе со стороны сверстников, со стороны взрослых.

Разработала программу работы клуба, определила для себя цели.

Ребята моего клуба: действуют в условиях игры (спектакля) (режиссируют, интерпретируют текст, умеют договариваться, выразительно читают, свободно двигаются на сцене). То есть, раскрепощены, уверены в себе.

С участниками клуба, для начала, придумали девиз нашей «Арт -студии»:
На занятиях студии творим,
Фантазируем, играем,
Идеи воплощаем!!!

И началась долгая, но, как оказалось, необыкновенно интересная работа…

После первых занятий у меня начали опускаться руки, показалось, что ничего из моих задумок не получится: мои начинающие актеры были скованы, боялись оторваться друг от друга на импровизированной пока сцене, не могли запомнить свой текст, не могли одновременно говорить и двигаться… А потом пошло, пошло… Главное, нам вместе было интересно. И вот они уже веселятся на репетициях, шутят, подсказывают мне, предлагают, чувствуют, что что-то получается.
Мы готовили к постановке сказку «Морозко»…

Скоро первый спектакль, и встал вопрос – костюмы для наших актеров.

После очередного родительского собрания попросила остаться родителей учеников, занимающихся в студии, и обратилась к ним за помощью: «Придумаем вместе костюмы, проявим интерес, пожалуйста. Ведь это так важно для них». Большая часть родителей пошла навстречу мне и своим детям. И вот уже родители вместе со своими детьми ищут парики, бусы, сарафаны, шубейки. Приходят на репетиции… Актеры волнуются, хотят показать себя своим родителям с лучшей стороны…
А потом, в актовом зале школы, была премьера спектакля, были благодарные зрители: учащиеся школы, учителя и родители. И аплодисменты по окончании… Был наш маленький успех!

Потом были еще спектакли и мастер-классы…

В итоге нашей совместной творческой работы:

  • выразительно читали текст – 92,8% учащихся;
  • интерпретировали текст – 78,5% учащихся;
  • умели держаться на сцене – 78,5% учащихся;
  • действовали в условиях игры – 100% учащихся;
  • режиссировали – 67% учащихся.
Но самое главное – моих зажатых молчаливых учеников было не узнать. Они изменились: стали свободнее отвечать на уроках, пусть, не всегда правильно. Они перестали бояться говорить. И изменилось отношение к ним одноклассников, которые прежде не обращали внимания на них. И изменилось отношение родителей к школе, к классному руководителю и, прежде всего, к своим детям. Потому, что они увидели их другими: не слабоуспевающими учениками, а талантливыми, раскрепощенными, с блеском в глазах.

И нужно для этого было совсем немного – интерес, внимание к подросткам. Внимание со стороны родителей, учителя…

Папст Галина Константиновна16.10.2013 8180 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar