РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Роль семьи и школы в воспитании детей"

Конкурсная статья "Роль семьи и школы в воспитании детей" Гарькина Ирина Вячеславовна,
учитель начальных классов 
МБОУ СОШ № 4 г. Рассказово Тамбовской области

Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но, прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
(А.С.Макаренко)

Вопросы и проблемы воспитания детей являются актуальным на протяжении многих тысячелетий. Из поколения в поколение переходят накопленный жизненный опыт, навыки трудовые и навыки общения. Именно семья была и остается тем механизмом, который закладывает основу физического, нравственного развития ребенка с раннего возраста.

Но, сколько существует понятие «семья», столько возникают противоречия у отцов и детей. Какими бы устойчивыми ни были представления о жизни у взрослого поколения, юные создания всегда имеют свою точку зрения. «Бунтарство» и протест свойственны всем молодым во все времена. Задача старшего поколения – набраться терпения и суметь повлиять на сознание детей, убедить в правильности.

Взаимоотношения отцов и детей можно сопоставить с отношениями семьи и школы. Известно, что в школе работают опытные педагоги, которые в силу своей профессии хорошо знают, как правильно воспитывать детей, умеют находить точки соприкосновения с разнохарактерными учениками. По мнению многих родителей, школа обязана заниматься воспитанием детей. Именно поэтому довольно долгое время задачи воспитания были возложены на российские детские учреждения. Семья поставляла «материал», то есть доверяла своих детей школе: «Лепите, творите», учите и воспитывайте. А через десять лет получала «готового» гражданина, образованного, всесторонне развитого, культурного. Школа всегда пыталась объяснить родителям, что семью не заменит ни одно детское учреждение, что воспитание должно быть совместным.

Тем не менее, до сегодняшнего дня школа и учитель являются главными ответчиками за все издержки воспитания.

Так как современные условия жизни диктуют свои правила, каждый член общества приспосабливается к ним по-своему, выбирая для себя наиболее удобный и выгодный способ. «Лихие» 90-е годы перевернули сложившиеся устои, исчезли кумиры, поменялись авторитеты. Именно новое время положило началу новой, современной школы. Все ринулись менять свою жизнь, искать источники дохода. И тут возникает вопрос: «А кто же будет и должен заниматься воспитанием детей?» Школа? Но школа учит детей, дает образование. Семья? Но родители заняты добывание средств к существованию. Многие мамы и папы вынуждены жить раздельно, так как работы на местах нет, приходится устраиваться в других городах. Бабушки-дедушки не берут на себя обязанности воспитания внуков, как это было раньше.

Но школа, как и во все времена, не оставила эту проблему без внимания. Ведь главный человек, ради которого создается будущее – ребенок – не должен оставаться в стороне, без участия взрослых в его жизни. Безусловно, преобразования в стране и обществе привели к тому, что мы получили поколение невоспитанных людей, не готовых преодолевать трудности и брать на себя ответственность за свои действия, слова и поступки.

И сейчас современная школа переживает нелегкие времена. Изменились ценности, поменялись условия. Но школа всегда была и остается на стороне ребенка, живет его проблемами, старается помочь в преодолении трудностей. Конечно, не стоит забывать и современным родителям о значимости семьи. Ведь, как говорится «Что посеешь, то и пожнешь». Родители, семья являются первыми учителями в жизни своих детей. Вместе с тем, школа все-таки является важным этапом развития и становления личности. Именно школа объединяет детей. Здесь они проводят много времени, здесь они получают не только учебные знания, но и учатся взаимоотношениям со сверстниками, старшими и младшими школьниками, получают опыт партнерских отношений. Разумеется, школа не должна, да и не может заменить ребенку семью. Но всегда необходимо помнить, что ребенок – отражение своей семьи.

Большая ответственность лежит на плечах педагогов. Ведь именно учителя организуют работу с родителями, систематично и квалифицированно помогают им решать проблемы развития личности школьника. А иногда приходится учить самих родителей быть родителями. Каждый классный руководитель изучает семьи, в которых проживают их подопечные, условия и микроклимат семей. Исходя из этих данных, выстраивает свою работу.

Зачастую приходится сталкиваться с непониманием со стороны родителей. Школе предъявляются завышенные требования. При этом родители даже не предпринимают никаких действий, чтобы обеспечить положительную направленность в обучении или воспитании. Очень важно донести до родителей замечательную мысль великого педагога К.Д. Ушинского: «Отдавая детей на руки воспитателю или помещая их в учебное заведение, родители должны иметь здравые и ясные понятия о том, чего они могут требовать, с одной стороны, от воспитателя или учебного заведения, а с другой, - от своих детей».

Конечно, неоспорим тот факт, что успешное образование и воспитание возможно только при условии совместной работы школы и семьи. Лишь обоюдная заинтересованность учителей, родителей и самих детей в получении хорошего конечного результата приведет к успешности. Поэтому для современной школы вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс стало первоочередной задачей. А учитель, как опытный и квалифицированный наставник, всегда будет рядом и с учеником, и с его родителями.

Гарькина Ирина Вячеславовна16.10.2013 7910 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 0
avatar