РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль семьи и школы в воспитании подростков через организацию научно-исследовательской работы по биологии

Роль семьи и школы в воспитании подростков через организацию научно-исследовательской работы по биологии Скоробогатова Светлана Эдуардовна 
учитель биологии 
МОУ СОШ №14, г. Краснодар 

Одной из форм выявления среди учащихся юных талантов и поддержки в развитии их творческих, интеллектуальных способностей является организация научно-исследовательской работы по биологии - непосредственного знакомства с природой, натуральными объектами, а так же специалистами в области биологии и других наук.

Правильно организованная внеклассная работа по биологии активизирует деятельность учащихся и делает восприятие учебной информации более целостной, творческой, активной.

В целях вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность, выходящую за рамки уроков, учитель систематически из года в год решает эту задачу планомерно находя пути объединения интересов ученика, родителей и школы.

«Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя - ключевая особенность школы будущего» (Д. Медведев, февраль 2010 г.).

Роль родителей – принять на себя ответственность за сделанный выбор.

Для организации работы с родителями учитель проводит тематические родительские собрания, собеседования, анкетирования, консультации с родителями для выявления склонностей, интересов и возможностей учащихся. Учитель анализирует итоги изучения родительских и ученических запросов, предлагает темы научно-исследовательских проектов естественнонаучного цикла по биологии, совместно с родителями и учащимися намечает план и график работы, изучается информационная база по выбранным темам. Вместе с родителями ставится задача, проводится эксперимент, сопоставляется гипотеза с результатами. Учащиеся под руководством учителя и родителей оценивают результаты экспериментальных данных, делают выводы и рассчитывают эффективность, находят область применения результатов научной работы.

Родители, работа, которых связана с ВУЗами, НИИ, лабораториями, ботаническими садами активно участвуют в воспитательном процессе учащихся, организуя работу в области опытнических экспериментов и научных исследований. Родители активно оказывают помощь в организации внешкольной деятельности учащихся.

Организация такой совместной деятельности в различных регионах страны может проходить в соответствии с теми ресурсами, которыми располагает регион. Учащиеся же Краснодарского края, к примеру, могут посещать ботанический сад Кубанского государственного университета, открытого в 1972 году, выращенного на базе агробиологической станции пединститута. В фонде сада свыше 2500 видов и форм травянистых, кустарниковых и древесных растений, представляющих почти все области Земного шара. В дендрарии сада школьники могут увидеть рост и развитие экзотических растений.

В старших классах родителями и учителем организовываются экскурсии в ВУЗы городов, что является базой для профориентации. Например, посещение лабораторий кафедры Биотехнологии, Биохимии, Биофизики Кубанского государственного аграрного университета, учащиеся знакомятся с методами переработки растениеводческой продукции, животноводческой продукции, пищевой биотехнологии. В университете проходит работа музея микроорганизмов, можно познакомится с ферментером (биореактором для культивирования микроорганизмов), знакомят со световым микроскопом.
Сегодня педагоги имеют широкие возможности для развития способностей учащихся, выступая объединяющим звеном между учащимися и НИИ. Одним из примеров организации такой внеклассной работы детей является работа научно-исследовательских учебных групп, основанных на сотрудничестве учителей школ и родителей с ВНИИБЗР г. Краснодара. Поддерживая сотрудничество с НИИ, учащиеся работают над различными темами, связанными с контролем за вредителями сельского хозяйства, с насекомыми — опылителями, с полезными насекомыми, защищающими урожай сельскохозяйственных растений и другие.

Как результат, ученики, после полученных выводов и приобретенного опыта принимают активное участие в различных конкурсах, в том числе в конкурсе научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани естественно научное направление в рамках секции «Биология и сельское хозяйство». Научно-исследовательский проект «Чудо в горшочке» (выращивание огурцов в комнатных условиях) стал одним из таких примеров. Перспектива дальнейшей реализации данного школьного проекта заключается в том, что рассмотрена современная актуальность и новизна снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции при выращивании ее в домашних условиях без дополнительных энергозатрат, удобрений и рабочей силы.

Организация внеклассной работы по биологии играет значительную роль в воспитании и развитии учащихся, обеспечивает необходимые условия для развития ребенка, как личности.

Только совместная работа учителя, родителей и учащихся позволяет воспитать стремление школьников к научно-исследовательской, изобретательской и опытнической работе, способствует развитию у учащихся познавательной активности, интереса к актуальным проблемам науки и достижениям ученых, готовит к самостоятельному, творческому труду и профессиональной ориентации учащихся.

Скоробогатова Светлана Эдуардовна16.10.2013 12271 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Логично и обоснованно. Завидую вам как биолог: у меня есть возможность проводить экскурсии только в природу и на личные подворья, а исследовательской работой с детьми занимаюсь сама, потому что у нас нет таких продвинутых родителей...
avatar