РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Роль семьи и школы в физическом воспитании школьников"

Конкурсная статья "Роль семьи и школы в физическом воспитании школьников" Тарасова Татьяна Ивановна 
учитель начальных классов 
МБОУ СОШ «Дневной пансион – 84» г. о. Самара 

Поступление в школу — важнейший момент в жизни каждого ребенка. Педагоги, воспитатели и родители должны помочь ребенку в преодолении трудностей, вставших перед ним. Перед учителем начальных классов стоит задача обучения и воспитания молодого поколения в современных условиях.

«Физические упражнения должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную и радостную жизнь».
Гиппократ

Одно из направлений моей работы – сохранение и укрепление здоровья учеников. Практика организации физического воспитания способствуют формированию коллектива, воспитанию дружбы и товарищества, сплочению семьи.

За годы педагогической деятельности сформировалась система работы по охране жизни и здоровья учащихся

Формы организации физического воспитания:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультминутки;
  • организованное проведение перемен;
  • внеклассная и внешкольная работа;
  • физическое воспитание в семье.
Санитарно-профилактическая работа проводится с каждым ребенком. Разработанный комплекс упражнений для утренней гимнастики рекомендую родителям учеников на одном их родительских собраний. Если в каждой семье будет проходить зарядка да еще вместе с родителями, эффект физического воспитания будет виден. Но не секрет, что не все родители уделяют внимание утренней зарядке.

Оптимизация двигательной активности на уроках и во внеурочное время.

В школе до уроков проводится зарядка, которая помогает организовать учебный процесс, создает хорошее настроение. Моя задача состоит в том, чтобы подобрать упражнения, согласно возрасту детей, обеспечить их чередование.

1. Гимнастика до начала уроков.

Гимнастика до начала уроков обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.

2. Физкульминутка на уроках.

Основная цель — снять накопившееся утомление, обеспечить кратковременный отдых, сохранить хорошую осанку. 

Физкультминутка занимает 1,5 – 2 минуты и обычно проводится в середине урока или по мере утомления детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укрепление зрения,
  • укрепления мышц рук и пальцев,
  • отдых позвоночника.
3. Активный отдых на переменах.

Для эффективной умственной деятельности ребенка необходима смена видов деятельности.
Дети во время перемены выходят из класса. Классную комнату обязательно надо проветрить.

4. Пропаганда здорового образа жизни на уроках.

Учебный материал в начальной школы предоставляет возможность учителю на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Для этого использую Сборник заданий по математике на тему здоровья. Сборник составлен к.п.н. Нестеренко Л.П. Самарского областного института повышения квалификации.

Например, 1 класс.

Первоклассник Андрей чистит зубы 2 раза в день – утром перед завтраком и вечером после ужина. Сколько раз в неделю Андрей чистит свои зубы, если в выходные он не забывает выполнять эту гигиеническую процедуру?
В 3 и 4 классах, когда ученики решают задачи на движение, провожу беседу о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, плавание закаляют наш организм и укрепляют здоровье.

Формы работы беседы, консультации, экскурсии, проведение Дня Здоровья. совместные проекты, встречи с интересными людьми.

На такие встречи приглашаем тренеров, родителей – спортсменов, туристов.

В 2013 году в Самарской области проходил XXXX фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. Ученики подготовили классный час, сделали стенгазету «Страницы истории Грушинского фестиваля». Ученица Анна С. вместе с родителями подготовила презентацию о туристических походах. Очень понравилась встреча с участником Грушинского фестиваля!
Совершая экскурсии и путешествия, ученики не только укрепляют физическое здоровье, но и развивают наблюдательность, знакомятся с флорой и фауной Самарского края, узнают новое об окружающем мире, делают открытия. Так Ангелина Ф. сделала уникальную фотографию богомола - необычного представителя мира насекомых Поволжья. На классном часе, где ученица показала свою презентацию, затронули вопросы охраны жизни и здоровья учащихся во время экскурсий на природу. Оказалось, что Гадюка обыкновенная – неопасный сосед, если соблюдать правила поведения.

Просвещение родителей по вопросам охраны жизни и здоровья учащихся.

Еще до школы ребенок получает в семье основы физического воспитания, приучается к режиму дня, к закаливанию организма. Семье легче организовать совместные походы, что не только укрепляет здоровье, но и создает наиболее благоприятные условия для общения детей и взрослых, для их воспитания.

В третьем - четвертом классах ученики готовы проводить исследования, посвящённые разным видам спорта и активно реализовывать спортивные проекты.

Проект. « Прыгай как мы, прыгай лучше нас!».

Основная проектная идея:
Проект связан с привлечение учащихся к занятиям физической культурой и новому виду спорта – скиппингу.

Актуальность проекта.

В современном мире, когда у школьников наблюдается недостаток движений, возникает огромное желание – восполнить этот недостаток занятиями спортом, физическими упражнениями. Разрабатывая программу проведения спортивного соревнования, мы попытались привлечь как можно больше учащихся к участию в нём и популяризировать новый вид спорта – скиппинг.

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

1. Разработать график проведения спортивного соревнования

2. Популяризировать новый вид спорта – скиппинг:

узнать историю возникновения скиппинга

выступить на школьной НТК

разучить игры со скакалкой

3. Привлечь учащихся 4-х классов к занятиям физкультурой: предложить всем желающим участвовать в соревнованиях по скиппингу.

Технологическая часть.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:

1. Направление «Знание - сила»
Виды деятельности
- проведение социологического исследования
- приобретение учащимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта

2. Направление «Главное — не победа, а участие»
Пьер де Кубертен (девиз спортсменов олимпийцев)

Вид деятельности – помощь в организации и участие в соревновании

1. Подготовительный этап (мотивация, целеполагание проекта: октябрь).
В параллели четвёртых классов в школе «Дневной пансион – 84» нами проведено анкетирование с целью изучения занятости учащихся в свободное время после уроков. На вопросы анкеты дали ответы 80 учеников.

1. Посещаете ли вы спортивную секцию? Да - 25ч., нет – 55ч.
Таким образом, 31% занимаются в спортивных секциях, а 69% .- не занимаются.

2. Чем бы вы хотели заниматься после уроков?
- играть в подвижные игры - 50% (40ч.)
- погулять на улице – 25% (20ч.)
- читать, разгадывать кроссворды, ребусы, загадки – 16%. (13ч)
- ваш вариант: просто отдохнуть, посидеть, поиграть в настольные игры – 9%. (7ч.)

Таким образом, 50% опрошенных хотят играть в подвижные игры.

3. Хотели бы Вы после уроков участвовать в спортивном соревновании со скакалками?
Да – 56ч., нет – 24ч.
Таким образом, 70% хотели участвовать в спортивном соревновании, а 30% - не хотели.

Опираясь на результаты анкетирования, были сделаны следующие выводы:
1. Дети очень хотят играть в подвижные игры. Многие (69%) не занимаются в спортивных секциях.
2. Детям не хватает двигательной активности. Они с удовольствием примут участие в соревновании – 70% .
2. Проектировочный этап (ноябрь).
1. Для того, чтобы выполнить задуманное, мы создали инициативную группу для работы над проектом и распределили задания:
- разучить игры со скакалкой с первоклассниками
- подготовить выступление к городской НТК «Физическая культура, здоровье и спорт»
- сделать презентацию проекта
2. Подбор материалов из книг, периодической печати, Интернета, разработки мероприятий
3. Разработали график проведения спортивного соревнования "Прыгай как мы, прыгай лучше нас” во внеурочное время на декабрь.
4. Составили приглашение для участия в конкурсе.
3. Практический этап (реализация проекта: декабрь – февраль).
Соревнование по скиппингу.
Соревнование прошли в два этапа. В них активно приняли участие все желающие ученики четвёртых классов. Программа соревнований включала 3 вида прыжков через скакалку на время (за 30 секунд): прыжки вперед, прыжки назад, парные прыжки через длинную скакалку.
Первый этап. Отборочный тур (декабрь).
Второй этап. Кубок школы ( февраль).
Победителям вручен переходящий КУБОК ШКОЛЫ.
4 этап. Анализ результатов работы (март)
После подведения итогов соревнований, среди участников провели анкетирование с целью анализа результатов проекта.
Вопросы анкеты.
1. Разрешилась ли проблема занятости учащихся в свободное время?
Да – 8ч. (10%) Нет – 16ч. (20%) Частично – 56ч (70%)
2. Понравилось ли участвовать в соревнованиях по скиппингу?
Да – 68ч. (85%) Нет – 12ч. (15%)
3. Нужно ли проводить соревнования в свободное от уроков время?
Да – 75ч. (94%) Нет – 5ч. (6%)
4. Хотели бы ещё участвовать в спортивном соревновании со скакалками? Да – 70ч., нет – 10ч.
Таким образом, 88% хотели участвовать в спортивном соревновании, и только 12% - не хотели. Опираясь на результаты анкетирования, были сделаны следующие выводы:
1. 69% учащихся не занимаются в спортивных секциях, поэтому данный проект частично решил проблему занятости учащихся в свободное время.
2. 94% опрошенных подтвердили необходимость спортивных соревнований. Дети очень хотят играть в подвижные игры.
3. Т.к. детям не хватает двигательной активности, то 85% с удовольствием примут участие в соревнованиях со скакалкой.
5. Заключительный этап (апрель). Защита проекта. Оценивание проекта.
В результате работы над проектом у нас получилось:
- Екатерина Г. –разучила игры со скакалкой, провела игры с первоклассниками.
- Анастасия С. – выступила на городской конференции «Скиппинг – самый доступный вид спорта Самарского края!» и победила в номинации «За исследовательский подход»
- Элеонора Ж.– сделала презентацию проекта
А самое главное: все желающие приняли активное участие в Спортивном соревновании. В нашей школе соревнования по скиппингу проводились в первый раз, но всем участникам очень понравилось.

Тарасова Татьяна Ивановна16.10.2013 12773 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 3
avatar
0
1

Татьяну Ивановну я знаю давно. Она преподавала математику и ИКТ у моего сына в начальных классах. Также, она помогала моему сыну принимать участие в научно-творческих конференциях "Первые шаги в науку", являясь его научным руководителем. Прекрасный, ответственный, знающий свой предмет преподаватель. Это учитель по призванию. Спасибо ей большое!
Ответ: Уважаемый Андрей... Интересно знать, сколько же лет Вашему сыну, если Вам 13... и, судя по комментарию к другой статье, Вы всё ещё учитесь...
avatar
0
2

Татьяна Викторовна! Большое спасибо за то, что ваш сын, ученик 7 класса,зарегистрировался на сайте, а Вы написали о нашей совместной работе в НТК. Теперь своих учеников я не только готовлю к конференции, но и занимаюсь проектной деятельностью. Главный результат проекта "Прыгай как мы, прыгай лучше нас" - это участие детей в спортивном соревновании, которое было проведено после уроков, в несколько этапов и организационно поддержано учителем физкультуры. Тарасова Т.И.
avatar
0
3

Мне 13 лет, а комментарий писала моя мама.
avatar