РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий

Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий Цели:
  1. Обсудить трудности, возникающие в процессе приготовления домашних заданий, раскрыть их причины. 
  2. Показать важность соблюдения гигиенических условий приготовления домашних заданий. 
  3. Познакомить родителей с результатами обследования младших школьников. 
  4. Дать рекомендации по созданию условий для качественной подготовки домашних заданий. 
Подготовительная работа:
  1. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, воображения). 
  2. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании. 
  3. Разработка рекомендаций для родителей совместно со школьным психологом. 

Ход собрания 

I. Организационная часть 

Классный руководитель приветствует родителей, открывает собрание, сообщает его тему, подчеркивает ее актуальность, приводя примеры из педагогической практики о проблеме поддержки и помощи детям в учебе. 

Лекционный материал для классного руководителя. 

Правильно организованные домашние учебные занятия вырабатывают и закрепляют у школьников навыки самостоятельной работы, приучают контролировать ее результаты, способствуют развитию настойчивости и трудолюбия.
Добросовестное выполнение домашних заданий способствует закреплению и углублению знаний, развитию и совершенствованию умений и навыков, получаемых детьми на уроках в школе. 

Воспитание привычек к систематической работе начинается с установления постоянного времени для приготовления домашних заданий, без чего либо не могут быть достигнуты хорошие успехи в учебе. У школьников, привыкших начинать заниматься всегда в одни и те же часы, появляется к этому времени настрой всего организма к напряженной умственной работе. 

Нередко приходится наблюдать, как, садясь заниматься с самыми наилучшими намерениями, учащийся то и дело вынужден отвлекаться – то понадобился карандаш, то нет линейки и т.п. На это уходит много времени, а главное – это отвлекает внимание на посторонние дела. Поэтому один из способов экономии времени – установить такой порядок на рабочем месте, при котором на нем нет ничего лишнего, что могло бы отвлекать от дела, только все самое необходимое. 

Большую роль в повышении продуктивности умственного труда играет привычка к месту работы, рабочая обстановка. Понятие рабочей обстановки включает:
  • рабочее место; 
  • рабочую зону (письменный стол, стул, шкаф, стеллаж и пр.) и расположение в ней предметов; 
  • температуру и влажность воздуха окружающей среды; 
  • освещение: естественное и искусственное; 
  • окружающий звуковой фон. 
Постоянное место благодаря повторным занятиям прочно ассоциируется с трудом, вызывая соответствующее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и быстро настраивает на деловой лад. 

Рациональная подготовка места для занятий может сэкономить много времени, обеспечит хорошую работоспособность.
Физиологи и гигиенисты определили оптимально используемые зоны письменного стола. Подмечено, что на столе стандартного размера левый и правый дальние углы практически выбывают из обращения. Поэтому здесь необходимо располагать предметы, которыми, пользоваться приходится редко. 

На столе у школьника во время работы обычно находится много книг, тетрадей, черновиков. Во всем этом нужно завести определенный порядок и всегда его придерживаться. Например, все, с чем работать уже не придется (исписанные листы, черновики, тетради и учебники сделанных уроков), можно складывать справа от себя или вообще убирать со стола. Все, сто еще потребуется (линейка, карандаш, чистая бумага и пр.), лучше класть слева от себя. Книгу, тетрадь, письменные принадлежности и др., т.е. с чем работают или чем пользуются в настоящий момент, удобнее положить перед собой, посредине. Главное, чтобы на столе не было лишних вещей и чтобы не нужно было тратить время на поиски разных предметов, когда они потребуются. 

Учителя начальных классов рекомендуют ребятам начинать приготовление уроков с письменных заданий, а затем переходить к устным. Известный русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость. Добавим к этому, что не в меру продолжительные занятия не благоприятно отражаются на общем развитии ребенка, вредят здоровью. Школьники, слишком много времени тратящие на уроки, меньше бывают на свежем воздухе, не достаточно двигаются, систематически недосыпают. В дозировке домашних заданий, которые предлагаются школьникам в каждом классе, учтены их возрастные особенности. В первом классе продолжительность выполнения домашних заданий должна быть не более одного часа, во втором классе не более 1час 30 минут, а в третьих и четвертых не более 2-х часов. 

Существенное значение имеет расположение источника света. Его лучше всего располагать слева и несколько спереди. Перед началом приготовления уроков необходимо проветривать комнату, устранить по возможности все, что может отвлекать и мешать занятиям. Обязательно выполняется физкультминутки.

II. Обсуждение проблемы. Работа родителей в группах. 

Классный руководитель предлагает родителям обсудить услышанную информацию. После обсуждения школьный психолог объясняет причины различных проблем, возникающих при обучении младших школьников. 

III. Ознакомление родителей с результатами диагностики познавательных процессов. 

Результаты диагностики выдаются каждому родителю индивидуально на отдельных листах, где указаны конкретные рекомендации по развитию познавательных процессов у ребенка. 

IV. Практикум для родителей. 

Родители разбиваются на микрогруппы и получают лист с описанием комнаты для приготовления домашних заданий учеником. В течение пяти минут члены каждой микрогруппы обсуждают обстановку и готовят выступление. В практикуме могут принять участие все родители. Классный руководитель подводит итоги практикума. Победившей команде и наиболее активным родителям вручаются небольшие призы. 

V. Заключительный этап. 

Обсуждение и принятие решения родительского собрания.

Литература:
1. Настольная книга учителя начальных классов /авт.-сост. Л.С.Бескоровайная, О.В.Перекатьева – Ростов: Феникс, 2004.
2. Развитие внимания детей /Л.В.Черемошкина – Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Успешность обучения и воспитания младших школьников: новые исследования /О.Яшнова – Воспитание школьников, 2002 № 8.
4. Режим для школьников /Г.И.Куценко, И.Ф.Кононов – М.: Медицина, 1983.
Чернышева Нина Геннадьевна02.01.2014 12942 В помощь родителям
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Спасибо!
avatar
0
2

Добрый вечер, Наталья Владимировна!
Спасибо за комментарий. Я только начала свое участие на учительском портале и Ваш отзыв мне очень важен. Надеюсь на дальнейшее взаимное сотрудничество.
avatar